|
|
N°229, 08 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Максимальный риск
Банки активизируют кредитование под подержанные иномарки
Одной из главных тенденций развития рынка автокредитования банкиры называют переход к кредитам на покупку подержанных машин, хотя именно этот бизнес связан с наивысшим риском. Спрос на подержанные иномарки в несколько раз выше, чем на новые, однако старые машины нередко ввозятся в Россию через нелегальные схемы и не могут быть нормальным залогом по кредиту. Однако целый ряд российских банков видят будущее в первую очередь за этими автомобилями.
Председатель правления банка «Первое ОВК» Владислав Першин считает ссуды на подержанные машины одним из наиболее перспективных направлений автокредитования: «Значительная часть оборота рынка приходится на автомобили с пробегом, в этой нише можно серьезно увеличить кредитный портфель». Это весьма сдержанная оценка: по данным Государственного таможенного комитета, полугодовой оборот в сегменте подержанных машин, ввезенных из-за рубежа, превышает 1 млрд долл. Но работать с такими машинами значительно труднее: по неофициальным данным ГИБДД, 20--50% иномарок с пробегом (в первую очередь европейских) ввозятся в Россию незаконно или полулегально. «Это хороший тест для российских банков на предмет работы не только с кредитными, но и с операционными рисками», -- отмечает аналитик РА «Интерфакс» Михаил Матовников.
По оценкам эксперта одного из московских банков, пожелавшего остаться неназванным, около 10% «старых» европейских иномарок после продажи в России объявляются в розыск как угнанные и в итоге возвращаются на родину: «Как известно, в Европе есть люди, которые специально уходят в отпуск, в течение которого их машина якобы угоняется. Затем они получают страховку, а Интерпол ищет эти автомобили и, естественно, находит». В результате заемщик, купивший машину в кредит, лишается всех прав на покупку, а обеспечение по кредиту сводится к нулю.
Существует масса других схем, таких, как растаможивание машины на инвалидов через внутренние офшоры, подделка документов или простая продажа нерастаможенных автомобилей. Банки, разумеется, пытаются отстроить свои системы выявления таких машин, и их методики сейчас в основном схожи, хотя, по словам г-на Першина, «универсальной и абсолютно эффективной методики пока не существует». В основном банкиры черпают информацию о нелегальных машинах из милицейских баз. «Почти у каждого серьезного банка есть свои контакты в правоохранительных органах, -- комментирует источник газеты «Время новостей» в банковских кругах, -- их можно использовать довольно эффективно».
Пока что банки стремятся работать с машинами, которые были ввезены в Россию новыми (trade-in) и прошли несколько тысяч километров по нашим дорогам. При этом в абсолютном большинстве случаев кредит может быть выдан только на автомобили не старше пяти лет, что делает заем менее доступным. Вместе с тем все банкиры, с которыми беседовала газета «Время новостей», выразили уверенность, что со временем условия и в этом сегменте существенно смягчатся. «Мы надеемся, что часть рисков с юридической точки зрения смогут взять на себя дилеры или страховые компании», -- говорят собеседники газеты.
Георгий ШТОЛЬЦ