Сегодня в Ставропольском крае объявлен день траура по жертвам страшного взрыва, прогремевшего утром в пятницу в пригороде Ессентуков в пассажирском электропоезде Кисловодск -- Минеральные Воды. По последним данным, в результате теракта 42 человека погибли и 231 были ранены. В больницах края до сих пор остаются 159 человек, состояние 20 из них медики оценивают как критическое.
На поиски террористов сразу же были брошены все спецслужбы края, создана оперативно-следственная бригада, которую возглавил лично заместитель генпрокурора по Южному федеральному округу Сергей Фридинский. Однако три дня беспрерывной работы никаких результатов не принесли. Ничем не увенчался и введенный на всей территории Ставропольского края оперативный план «Ураган-4». Правда, вчера замглавы МВД Александр Чекалин сообщил, что одного подозреваемого в причастности к подрыву электрички задержать все же удалось. Но в самом Ставрополе вчера же представители спецслужб заявили, что говорить о конкретных подозреваемых пока не приходится. По их словам, все последние три дня задерживается и проверяется на причастность к взрыву в поезде достаточно много подозрительных лиц, однако предметной информации о причастности кого-то из них к происшедшему в пятницу пока нет.
Единственное, что пока оперативникам удалось, -- достаточно подробно восстановить картину трагедии из показаний выживших свидетелей и первых результатов экспертиз. Они же однозначно говорят о том, что взрыв был хорошо подготовлен. Исходя их этого, следователи рассматривают только одну версию -- действия чеченских диверсантов. Предполагается, что теракт был совершен ими целенаправленно для дестабилизации обстановки в канун парламентских выборов.
Связана ли трагедия в Ессентуках с появившейся на прошлой неделе информацией о новых террористических планах Басаева, вчера было еще неясно.
Как уже сообщала наша газета, по неофициальным данным чеченских спецслужб, еще в ноябре лидеры сепаратистов якобы разослали в другие российские регионы несколько групп подготовленных террористов-смертников. Официально в правоохранительных органах после взрыва в поезде эту информацию никак не комментировали. Однако в частных беседах ставропольские сыщики признали, что им недавно действительно поступала предупреждающая информация и в связи с этим предпринимались определенные контрмеры.
Но в любом случае в ставропольских спецслужбах уверены, что пятничный взрыв напрямую связан с другим терактом -- подрывом этого же электропоезда Кисловодск -- Минеральные Воды, совершенным 3 сентября. Тогда, правда, террористы заложили две бомбы с дистанционным управлением под железнодорожное полотно. В результате взрыва погибли четыре человека, более 50 были ранены. Добиться хоть какого-то успеха в расследовании того преступления до сих пор также не удалось, и не исключено, что оба этих уголовных дела будут в ближайшие дни объединены.
В пятницу по первым результатам работы на месте трагедии руководители спецслужб пришли к выводу, что взрыв в поезде провела группа террористов, состоявшая из мужчины и трех женщин, двум из которых якобы удалось скрыться. Однако вчера следователи объявили, что эта информация не подтвердилась: на данный момент все говорит о том, что во взорванном вагоне находился лишь один террорист, труп которого и найден на месте взрыва.
Электропоезд №6309 Кисловодск -- Минеральные Воды называют в крае «студенческим» -- по утрам он развозит учащихся по институтам и техникумам в Ессентуках и Пятигорске. Всего, по данным следствия, в шести вагонах поезда было более тысячи человек. Согласно расписанию электричка отправилась из Кисловодска в 7.15 утра. В 7.38 поезд сделал последнюю остановку перед городом Ессентуки на станции Большой Уголь. На этой станции, как установлено, во второй головной вагон и зашел террорист. По показаниям свидетелей, в руках у него была большая спортивная сумка черного цвета. Пройдя в вагон, он сел недалеко от тамбура, аккуратно задвинув под скамью баул. Когда до Ессентуков оставалось около 500 метров и пассажиры уже пошли к тамбуру, в вагоне раздался мощный взрыв.
По данным экспертов УФСБ, мощность бомбы составляла около 10 кг тротила. Она была изготовлена из заряда пластида и начинена металлическими болтами и гайками. Приводилась в действие мина, как установлено, с помощью дистанционного пульта. По крайней мере детали его были найдены среди останков самого террориста. При этом выяснилось, что ноги владельца баула (видимо, для увеличения силы взрыва) были обвязаны несколькими гранатами, которые, правда, не сдетонировали. Но пока оперативники не могут точно сказать, был ли «человек с баулом» именно смертником и сам ли он привел в бомбу в действие. Не исключено, что он планировал выйти из вагона до взрыва, но бомба была приведена в действие дистанционно кем-то из его сообщников, находившихся на безопасном расстоянии.