|
|
N°64, 11 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Побочный бизнес
Приморские рыбаки торгуют оружием
Экипаж российского краболова «Островка» задержан в японском порту Отару по подозрению в контрабанде оружия. Криминальная полиция Японии разбирается, кому из 17 моряков принадлежит партия пистолетов, обнаруженная на борту судна. Судя по всему, речь идет о специальной операции правоохранительных органов, заранее располагавших информацией о предстоящей переправке оружия.
Траулер «Островка», принадлежащий южно-сахалинскому ОАО «Пиленга», прибыл в Отару в конце марта для приобретения и установки промыслового вооружения. Из-за поломки электродвигателя судно задержалось в порту. Местные механики приступили к работе, а 6 апреля на корабль явились полицейские и таможенники с ордером на обыск. В сумке среди запчастей, оставленных на корме рабочими, они нашли 20 пистолетов Макарова, глушитель и более 70 патронов к ним. На оружии отсутствовала заводская маркировка с номером и клеймом завода-изготовителя.
Все выходные моряков допрашивали в полицейском участке, отпуская на судно только на ночь. Официального обвинения никому пока не предъявлено, поскольку члены экипажа не признаются, кому принадлежит арсенал. Команда судна находится под домашним арестом в своих каютах. Инцидент взят под контроль российским генконсульством в Саппоро -- морякам подыскивают подходящего адвоката. В соответствии с японским законодательством даже если факт контрабанды не будет доказан, всему экипажу въезд в страну будет закрыт навсегда. Тем, кого уличат в незаконном ввозе оружия, грозит до 20 лет тюрьмы.
По версии японских блюстителей закона, оружие привез кто-то из моряков для продажи местным преступным группировкам. Пистолеты без «опознавательных знаков» -- особый дефицит в стране, где частному лицу практически невозможно получить разрешение на ношение огнестрельного оружия. При этом полиция не исключает, что пистолеты могли принести на «Островку» моряки с других российских рыбацких судов, не успевшие реализовать товар за время короткой стоянки.
Сахалинцы же утверждают, что злополучную сумку на борт подбросили конкуренты. По словам генерального директора ОАО «Пиленга» Бориса Гриня, на судне достаточно укромных мест, и при желании оружие можно надежно спрятать. Однако эта версия не выдерживает критики. Даже если предположить, что конкуренция в рыбной отрасли действительно ведется столь изощренным способом, для начала расследования хватило бы и единственной обоймы с патронами. Подбрасывать 20 пистолетов, каждый из которых на черном рынке в Японии стоит до 1000 долларов США -- слишком дорогое удовольствие.
Офицер штаба Тихоокеанского регионального управления ФПС России, пожелавший остаться неназванным, в разговоре с корреспондентом газеты «Время новостей» признал, что речь в данном случае, очевидно, идет об одном из каналов контрабанды оружия. Причем арсеналы тайно перемещаются через границу как из России в Японию, так и обратно. По словам офицера, постоянное расширение этого криминального бизнеса беспокоит и наших южных соседей: «Японское управление безопасности на море сквозь пальцы смотрит на незаконный ввоз в страну морских биоресурсов, но постоянно обращается к нам за помощью в пресечении оружейной контрабанды».
Оружие у российских моряков изымают не впервые. В 1997 году к трем с половиной годам лишения свободы был приговорен врач танкера «Дальнереченск» Евгений Комоза. Он признан виновным в незаконном ввозе на территорию России двух пистолетов и израильского автомата «Узи». Купив оружие в одном из портов Анголы всего за 350 долларов США, г-н Комоза хотел перепродать его приморским бандитам. За соучастие в преступлении перед судом предстали еще двое моряков. «Прокололись» контрабандисты на том, что по пути в родной порт Находка решили опробовать огневую мощь своих стволов. Внимание сотрудников правоохранительных органов привлекли пулевые пробоины в переборках столовой судна.
За последние годы военные прокуратуры раскрыли несколько десятков случаев хищения стрелкового оружия и боеприпасов из воинских частей Дальневосточного военного округа и Тихоокеанского флота. Кроме того, огромное количество пистолетов, автоматов и взрывчатки было списано после крупных пожаров на флотских складах во Владивостоке и в Новонежино в середине 90-х годов. Не исключено, что именно этим оружием и приторговывают сегодня российские рыбаки.
Об этом говорят и недавние случаи преследования пограничниками траулеров СТМ-17, «Альбатрос-101» и «Родино». Первый из них бежал под огнем в японский порт Вакканай, второй был потоплен, а третий остановился только после 17 часов преследования с применением артиллерии и авиации. Отчаянно рискующие кораблями и экипажами капитаны не производят впечатления обычных браконьеров. По мнению пограничников, даже штраф в 500 минимальных окладов -- еще не повод отправлять на дно судно, стоимость которого на порядок выше.
Дмитрий ЧЕРНОВ, Владивосток