|
|
N°63, 10 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Россия: новое слово на букву «е»
«Северное измерение» наполнилось деньгами и содержанием
Жаль, что слово «Россия» начинается не на букву «е», говорят шведские дипломаты, иначе отношения с Москвой могли бы стать одним из официальных приоритетов нашего председательства в Евросоюзе. Шведские политтехнологи, заранее готовившиеся к знаменательному дню 1 января 2001 года, когда Стокгольм впервые в истории получил возможность «порулить» в Единой Европе, заранее разработали хлесткую формулу «трех е» -- (enlargement, environment, employment -- расширение, экология, занятость). Российская «р» в нее не вписывается, но по прочим показателям наша родина стала главным объектом внимания «начальника Европы». По интенсивности контактов официальных лиц можно сказать, что за шведские полгода Россия стала чуть ли не членом ЕС -- не случайно российский президент впервые был приглашен именно на стокгольмский саммит этой организации. Вершиной усилий Швеции по активизации сотрудничества с Москвой стала министерская конференция по «Северному измерению», прошедшая вчера в Люксембурге. Министры иностранных дел 15 стран Евросоюза съехались в крошечное государство, чтобы вместе с вице-премьером Виктором Христенко (он возглавляет комиссию по сотрудничеству России и ЕС) обсудить перспективы взаимодействия на Европейском Севере, регионе, где Россия и ЕС имеют пока единственную общую границу.
Концепцию «Северного измерения» первыми предложили финны, председательствовавшие в Евросоюзе в 1999 году. Идея простая: такие проблемы, как преступность или загрязнение окружающей среды, не признают государственных границ, и решать их можно только общими усилиями, рассматривая регион как единое целое. Провозгласив благую цель, Финляндия не смогла ее реализовать. Финское председательство начиналось под звуки косовской канонады, резко ухудшившей отношения России и Запада, а завершалось в разгар чеченской кампании, когда Европа твердила о геноциде. На этом фоне идеи регионального сотрудничества явно не вызывали ни у кого большого энтузиазма.
С тех пор ситуация изменилась -- и политическая, и экономическая. «Главное, что в «Северное измерение» начали реально вкладывать деньги, пока не очень много, но это начало, -- говорит Стефан Норен, помощник премьер-министра Швеции по международным делам. -- В реализации проектов участвуют Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк».
Залогом того, что «Северное измерение» не останется набором благих пожеланий, является одно обстоятельство: страны Европейского Севера сами в высшей степени заинтересованы в решении проблем, составляющих основное содержание программы. Это прежде всего экология (очистка сточных вод в Балтийском бассейне) и ядерная безопасность (утилизация радиоактивных отходов, использованного ядерного топлива и безопасность ядерных реакторов), а также положение Калининграда, который уже через 5--7 лет будет полностью окружен Евросоюзом. Европейцам совсем не улыбается перспектива получить экономически разоренный, отягощенный тяжелейшими социальными проблемами анклав.
ЕС уже приступил к реализации проектов по модернизации и строительству водоочистных сооружений в Калининграде и Санкт-Петербурге. Стокгольм надеется, что главным конкретным результатом его председательства станет заключение в мае на саммите в Москве соглашения по «Многосторонней программе защиты окружающей среды в области ядерной энергетики России» (MNIPR), переговоры о котором в самом разгаре. Правда, европейские чиновники признают, что работа идет тяжело. Ведь договор затрагивает не только гражданские объекты, но и, например, реакторы с атомоходов Северного флота, а военные всегда с подозрением относятся к иностранным инициативам.
В общем, шведам удалось главное -- вывести свой проект на общеевропейский уровень. «Северное измерение» превратилось из инициативы скандинавских стран в общее дело ЕС, в которое включилась Еврокомиссия», -- говорит Стефан Норен. Свидетельством этого станет сегодняшнее заседание в том же Люксембурге главного российско-европейского органа -- совета по партнерству и сотрудничеству. Его повестка дня почти совпадает с повесткой вчерашней конференции по «Северному измерению».
Федор ЛУКЬЯНОВ, Стокгольм--Люксембург