|
|
N°228, 05 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Страшные" российские танкеры
Вместо «Героев Севастополя» Испания увидела «Престиж»
В Испании разгорается скандал вокруг российского нефтетанкера «Герои Севастополя», который должен выйти на этой неделе из порта в Латвии в Сингапур с 50 тыс. тонн нефти на борту. Это построенное 24 года назад однокорпусное судно пойдет тем же маршрутом, что и танкер «Престиж», который в ноябре прошлого года раскололся пополам и затонул на глубине 4 тыс. метров, после чего вытекшая из его трюмов нефть причинила побережью Испании огромный ущерб. Теперь Мадрид готов задействовать корабли военно-морского флота, чтобы не допустить приближения «Героев Севастополя» к испанскому побережью ближе, чем на 200 миль.
Мадрид взбешен. «Тот факт, что танкер, похожий на «Престиж», с таким же грузом и тем же маршрутом все еще законно плавает в международных водах, -- издевка, -- говорится в заявлении испанского министерства развития. -- Нельзя допустить существования двух уровней требований к экологической безопасности на море: одного -- для развитых стран и другого -- для остальных». Напомним, что 21 октября Евросоюз принял законы, запрещающие заход и отгрузку в портах ЕС однокорпусных нефтетанкеров старше 15 лет. Латвия, откуда держит путь нефтетанкер, в мае 2004 года вступает в ЕС. Именно поэтому европейский комиссар по транспорту Лойола де Паласио (испанка по национальности) обратилась к Риге с требованием «уже сегодня следовать европейскому законодательству по морскому судоходству».
Однако представители зафрахтовавшей танкер американской компании Westport Petroleum утверждают, что европейские законы не нарушены, так как танкер будет все время находиться в международных водах. Как сказал газете «Время новостей» пожелавший остаться неизвестным российский эксперт по морским нефтеперевозкам, если конечный пункт назначения -- в данном случае Сингапур -- согласен принять судно с такими техническими характеристиками, то сделка является не только законной, но и отражает мировую практику. «Если речь идет не о поставках в Европу, а в другие страны, то никто не будет фрахтовать дорогие многокорпусные танкеры двух-трех лет постройки под норвежским флагом. Слишком дорого».
А топ-менеджер российского представительства нефтяного агентства Argus Михаил Перфилов утверждает, что однокорпусных танкеров, подобных «Престижу», до сих пор плавает очень много. «Существует постановление Международной морской организации, -- говорит он, -- согласно которому утвержден график отказа от однокорпусных судов начиная с 2005 года. Однако Евросоюз запретил их с 2004 года, чего не имел права делать, так как этот вопрос не входит в его компетенцию. По этой причине Россия и Латвия отказались выполнять это требование ЕС и продолжают возить нефтепродукты в Азию и США».
Андрей ЗЛОБИН, Николай ГОРЕЛОВ