Время новостей
     N°63, 10 апреля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.04.2001
Сыгравший на одной струне
"Золотая маска" завершилась спектаклем Льва Додина "Молли Суини"
Расхожая легенда о Николо Паганини гласит, что злоумышленники как-то подпилили ему струны на скрипке, но маэстро и на одной сыграл так, что все остались довольны. Поставив "Молли Суини", Лев Додин как будто решил доказать, что среди театральных режиссеров тоже есть виртуозы.

Пьеса ирландского драматурга Брайана Фрилла не очень замысловата. Женщина по имени Молли, потерявшая в раннем возрасте зрение, к сорока годам по настоянию своего супруга решается на операцию. Операция проходит успешно, но счастья не приносит, женщина уже привыкла жить в мире звуков, запахов и тактильных ощущений. Используя научные термины, которыми любит щеголять муж Молли, можно сказать, что в ее сознании нет визуальных энграмм. Открывшийся взору героини мир чужд и почти враждебен. Не сумев приспособиться к новой реальности, женщина гибнет. Философский подтекст этого сюжета каждый может сформулировать для себя сам, но главное в пьесе Фрилла не столько сюжет, сколько форма. Пьеса представляет собой три монолога -- самой Молли, ее мужа и врача. Никакого действия нет, никакого общения между героями тоже. При этом пьеса длинная и многословная, что неизбежно доставляет постановщику дополнительные хлопоты.

Параллельно с "Молли Суини" в рамках "Золотой маски" был показан спектакль другого питерского режиссера -- Григория Дитятковского "Потерянные в звездах" по странноватому произведению Ханоха Левина. Его пьеса, название которой в точном переводе звучит как "Торговцы резиной", -- притча с элементами абсурда и изрядной долей похабства. Три с лишним часа три действующих лица разыгрывают сюжет на тему "секс против чистогана", каждые три минуты упоминая резиновое изделие №3 и то, на что его надевают. Слушать текст этой Надежды Птушкиной израильского разлива не было бы решительно никакой возможности, если бы Дитятковский не проявил чудеса изобретательности. Он ввел в спектакль много живой музыки, танцы, песни, а также статистов в виде ангелов, ироническим контрапунктом сопровождающих все действия героев. В общем, предельно облагородил драматическую поэму о презервативах. В результате жутковатая пьеса превратилась в добротную постановку, претендующую на национальную театральную премию аж в четырех номинациях (собственно спектакль, режиссура и две актерские работы -- Сергея Дрейдена и Владимира Захарова).

Додин пошел другим путем, усложнив и без того нелегкие сценические обстоятельства. В спектакле нет ни массовки, ни песен, ни танцев, ни каких бы то ни было постановочных эффектов. Более того, в нем -- случай практически невиданный -- вообще нет музыки. Артисты почти не двигаются. Они -- подобно престарелой Саре Бернар -- сидят в высоких плетеных креслах. Иными словами, здесь все держится на Татьяне Шестаковой (Молли), Сергее Курышеве (муж) и Петре Семаке (врач). На их жестах, интонациях, мимике. На тончайших психологических нюансах и незаметных невооруженным глазом режиссерских ходах. И вместе с тем это совершенно режиссерский спектакль, ибо легко представить себе, как, выражаясь театральным языком, «плюсовали» бы те же (или другие, причем столь же прекрасные) артисты, не будь рядом Додина. Как тончайший спектакль превратился бы в набор бенефисных реприз.

В результате "Молли Суини" смотреть скучно, но интересно. Ибо это художественная скука. Причем самой высокой пробы. Все это лишний раз доказывает, что Додину -- как и другому петербуржцу, Валерию Гергиеву -- бессмысленно с кем-либо соревноваться. Независимо от того, получают они награду или не получают (помимо художественных есть ведь и политические соображения), эти мастера вне сравнения. Поскольку и на одной струне сыграют лучше, чем все другие на полном комплекте. Талант, вероятно, можно растратить, мастерство -- нет. Тем, кто в этом сомневается, рекомендую посмотреть спектакль "Молли Суини".

Марина ДАВЫДОВА