|
|
N°228, 05 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ловушка для Шарона
Израиль не может ни признать, ни игнорировать "Женевское соглашение"
Сегодня в Вашингтоне должна состояться встреча госсекретаря США Колина Пауэлла с Йоcси Бейлиным и Ясиром Абдер-Раббо -- лидерами израильской и палестинской инициативных групп, заключивших 1 декабря мирное "Женевское соглашение". Бейлин, оппозиционный израильский политик, и Абдер-Раббо должны были встретиться еще с замминистра обороны США Полом Вулфовицем и советником президента США по национальной безопасности Кондолизой Райс. Но вчера американцы объявили об отмене этих встреч. Официальные израильские круги негативно относятся и к соглашению, и к факту приема в Вашингтоне. Только нежелание обострять отношения с США вынуждает премьера Шарона воздержаться от более резких заявлений.
Израильские власти находятся перед сложным выбором: продолжать делать вид, что ничего не происходит, или вступить в открытую и проигрышную полемику с превосходящими силами -- Евросоюзом и американскими либеральными кругами, близкими к демократической партии и даже, как видим, влияющими на внешнюю политику республиканцев. Третий вариант -- счесть "Женевское соглашение" легитимным международным планом, заслуживающим обсуждения и переговоров на официальном уровне. Этот вариант Израиль считает неприемлемым.
Выделим основные причины этого нежелания. Женевский план разработан не только без участия израильского правительства, но и вопреки его недовольству. Дело не в том, что инициаторы соглашения принадлежат к левым и леворадикальным оппозиционным партиям. А в том, что возникает сомнительный прецедент: документ, составленный частными лицами, приобретает международную легитимность помимо воли властей. "Женевское соглашение" -- это не столько план мирного урегулирования, сколько завуалированный акт о безоговорочной капитуляции Израиля перед арабским миром и его союзниками в США и Европе.
Два из трех главных узлов конфликта (возможность раздела Иерусалима и судьба еврейских поселений) "развязываются" в пользу палестинцев, а третий (проблема беженцев) хотя и сформулирован на первый взгляд в пользу Израиля, но сопровожден оговорками, которые позволяют счесть палестинской победой и его. "Символическое количество беженцев", которых Израиль обязуется принять, в соглашении не обозначено цифрами. Оно будет определено некоей международной комиссией, которая вольна счесть "символическим количеством" как тысячу-другую, так и сто тысяч и миллион.
Ситуация крайне неблагоприятна для Ариэля Шарона и его кабинета. Трудно сказать, есть ли в этом вина премьера и правительства. Похоже, что события начинают развиваться помимо их воли. Вернуть это влияние можно, лишь войдя в политический процесс, стремительно разворачивающийся вокруг женевской инициативы. Однако, с точки зрения Шарона, это будет означать капитуляцию. Единственный путь выглядит так: Израиль делает несколько шагов навстречу сторонникам "Женевского соглашения", возвращает себе право на полноценное участие в обсуждении судьбы документа и уже "изнутри" пытается видоизменить его в свою пользу или, в случае неуспеха этих попыток, торпедировать проект. Сможет ли Ариэль Шарон ввязаться в подобное дипломатическое сражение?
Михаил БОЛОТОВСКИЙ, Тель-Авив