Время новостей
     N°227, 04 декабря 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.12.2003
Не вам судить
Бунт в Мосгорсуде
Столичную судебную систему может парализовать беспрецедентный скандал. Сразу несколько действующих и бывших судей выступили в течение последних дней с резкой критикой председателя Мосгорсуда Ольги Егоровой. В эфире радиостанции "Эхо Москвы" они поочередно обвиниле ее в давлении на суд, в исполнении указаний Генпрокуратуры и в том, что она избавляется от неугодных подчиненных. Правда, обличая особенности правосудия по-московски, эти служительницы Фемиды, наверняка преследовали не только высокие цели восстановления справедливости. Слишком уж неоднозначны их мотивы и репутация. Известно, что одну из критиков и саму обвиняли в проведении кадровых «чисток», а другая сейчас баллотируется в Думу и пытается заработать авторитет у избирателей. Да и к г-же Егоровой у всех имеется личная неприязнь. Но, тем не менее, бунт в московском судействе стал слишком заметным для того, чтобы пройти мимо внимания первых лиц третьей российской власти.

Первой атаку на г-жу Егорову начала действующий член Мосгорсуда Ольга Кудешкина, которая вела дело следователя по особо важным делам Следственного комитета МВД Павла Зайцева. В 2000 году он начал расследование знаменитого дела о контрабанде мебели, реализуемой в салонах "Три кита" и "Гранд", однако за мебельщиков вступилась Генпрокуратура, предъявив следователю обвинение в превышении должностных полномочий. По словам г-жи Кудешкина, председатель Мосгорсуда явно была на стороне прокуратуры - даже, несмотря на то, что обвинение рассыпалось. Г-жа Егорова вызвала судью к себе, интересовалась планами насчет вердикта и просила не фиксировать в протоколе агрессивное поведение прокурора и не приобщать к делу заявления народных заседателей, которые посчитали, что на них оказывается давление со стороны обвинителя. Более того, при подчиненной она беседовала по телефону с курировавшим это дело первым замгенпрокурора Юрием Бирюковым. В итоге, Кудешкина была вынуждена отдать дело другому судье, и недавно Павла Зайцева приговорили к двум годам условно.

Вчера же выступили четверо на этот раз бывших судей Мосгорсуда и районных судов столицы: Наталья Шершова, Ирина Куприянова, Алла Касимова и Елена Куренева. Причем, как утверждает последняя, она была лишена полномочий в Солнцевском суде за то, что написала письмо Владимиру Путину, в котором рассказала о давлении на нее со стороны Егоровой. Большая часть обвинений в адрес Ольги Егоровой очень серьезны - описанные бывшими подчиненными деяния председателя Мосгорсуда попадают под ч. 3 ст. 294 УК («воспрепятствование осуществлению правосудия с использованием своего служебного положения»). Правда и сами обвинительницы могут оказаться под статьей - ст. 129 УК («Клевета»). И потому в ближайшее время Верховному суду в любом случае придется делать выводы. Не исключено, что кадровые.

Надо сказать, что сама Егорова не в большом фаворе у руководителей ВС. В свое времия Комиссия совета по кадровой политике при президенте дала при рассмотрении ее кандидатуры на пост председателя Мосгосуда отрицательное заключение. Правда, потом неожиданно глава ВС Вячеслав Лебедев изменил свое мнение - говорят, что за Егорову ходатайствовали не только Юрий Лужков, но и влиятельные люди из президентского окружения. Однако до сих пор Егорову в ВС воспринимают как "данность, с которой надо смириться". Но высказываться на ее счет пока не торопятся. Председатель Высшей квалификационной коллегии судей Валентин Кузнецов пояснил газете "Временя новостей", что для рассмотрения дела Егоровой в ВККС должны обратиться либо председатель ВС, либо Совет судей. В свою очередь председатель Совета судей Юрий Сидоренко заявил нашему корреспонденту, что, по его мнению, проверку должна провести прокуратура. Однако представители Генпрокуратуры уже назвали заявление г-жи Кудешкиной, баллотирующейся в Думу по 115 Серпуховскому участку, предвыборным пиаром. И к дальнейшему разбирательству в ведомстве Владимира Устинова, похоже, не склонны.

Между тем, многое из сказанного Ольгой Кудешкиной и ее бывшими коллегами может оказаться правдой. По словам бывшего члена Мосгорсуда Сергей Пашина, который в свое время участвовал в разработке либеральных реформ российского правосудия, а позже был вытеснен из судебного корпуса, «консультации» большинства судей с председателем стали традицией. «Хотя кто бы ни был инициатором беседы - обратившийся за советом судья или председатель, речь идет о нарушении закона», - отметил г-н Пашин. При этом он не согласился с утверждением коллег о том, что при прошлом председателе - Зое Корневой - в Москве ничего подобного не было. Г-н Пашин и другие эксперты считают, что именно при г-же Корневой столичный суд окрестили Мосгорштампом, и именно она превратила столичную судебную систему в полностью управляемый ею механизм. Егорову же поначалу за глаза называли "клоном" Корневой. "Отличие лишь в том, что Корнева хоть болела за дело, была посдержанне, и была крупным юристом - считает Серегй Пашин. - А Егорова действует совсем напролом и истеричнее".

Юрий КОЛЕСОВ