Время новостей
     N°227, 04 декабря 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.12.2003
Ислам и Россия
Газета "Время новостей" публикует выдержки из материалов очередного номера журнала «Отечественные записки», посвященного проблемам ислама, актуальным в нашей стране. Какова специфика российского ислама? Какие угрозы несет в себе ислам? Что объединяет и что разобщает исламскую цивилизацию? На эти и другие вопросы отвечают российские и зарубежные специалисты.

В журнале читатель найдет статьи исследователей, работающих в мусульманских регионах нашей страны, описание и анализ различных исламских институтов -- образования, финансовой и правовой системы, познакомится с основными религиозными, идеологическими и политическими течениями в исламе. Подборка текстов мусульманских авторов позволяет ознакомиться с различными позициями из первых уст, а ряд интервью -- с точкой зрения представителей исламской общины и государства.

Как всегда, читатель «ОЗ» имеет возможность глубоко, всесторонне и при этом занимательно ознакомиться с одной из ключевых проблем современности.

Государство должно вернуться в сферу конфессиональных отношений

Об их особенностях корреспонденту «Отечественных записок» Наталье АБАКУМОВОЙ рассказал министр РФ по национальной политике Владимир ЗОРИН:

-- В последнее время в России значительно возрос авторитет всех, а не только исламских, религиозных объединений. По данным различных социологических центров, верующие составляют сегодня от 43 до 57% населения России. Если в 1992 году было 4846 религиозных организаций, то в 2001 году их стало уже 20 215. Количество зарегистрированных конфессий за десятилетие возросло с 23 до 69. Ислам -- вторая по числу верующих религия в стране после православия. Мусульман в России сегодня, по экспертным оценкам отечественных ученых, от 12 до 15 млн человек, что составляет примерно 8--10% населения. Мечетей в 2000 году насчитывалось уже более 7 тысяч (в 1991 году их было 870). Проблема исламского фактора в стране весьма актуальна. Во-первых, мусульмане играют ведущую роль во многих сферах экономики и культуры. Во-вторых, большое значение имеет развитие событий в странах Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Наконец, существует угроза проникновения в нашу страну экстремизма и терроризма под знаменем ислама. И здесь важна совместная работа многих министерств, ведомств России и мирового сообщества. Нужна помощь МИДа во взаимодействии духовных управлений российских мусульман и руководителей мусульман в других странах. Надо активнее участвовать в мероприятиях ОБСЕ по борьбе с экстремизмом. Очень позитивно следует оценить усиление наших контактов с Организацией исламских государств (ОИГ).

Было время, когда государство во все вмешивалось. Это, слава богу, мы пережили. Сейчас в сфере конфессиональных отношений происходит примерно то же, что и на заре рынка: государство ушло оттуда, оставив все как есть в надежде, что само образуется. Нет, само оно не образуется. Я сторонник активного взаимодействия государства с религиозными объединениями. Доминанта этого взаимодействия -- объединение совместных усилий в целях стабилизации ситуации в обществе, защиты мира и гражданского согласия, решение социальных задач.

Когда стоит вопрос о формах противодействия различного рода экстремизму, в том числе и под религиозными флагами, это можно сделать только вместе с нашими конфессиями, сверяя позиции, ведя дискуссии.

Разобщена сама мусульманская община, и на федеральном уровне приходится работать с 46 объединениями. Самые авторитетные из них Кавказское, Московское и Уфимское духовные управления. Но между ними существуют некоторые, я бы сказал, трения и противоречия, отчасти объективные, но чаще субъективные. Руководители этих духовных управлений входят в состав общественного совета руководителей наших конфессий при президенте. Приходится проявлять гибкость в работе с ними, но они, по сути, не антагонисты. А руководители остальных духовных управлений? Думаю, должен быть создан постоянно действующий координационный совет муфтиев России, который объединил бы все действующие течения, которые строятся на традиционном исламе. В России множатся филиалы разных зарубежных религиозных, благотворительных организаций. Иностранные миссионеры зачастую активно распространяют радикальные и политизированные течения ислама, в том числе ваххабизм, особенно на Северном Кавказе. Анализ деятельности зарубежных экстремистских центров показал, что они пытаются вовлечь российских мусульман в политическую жизнь, противопоставить их интересы интересам государства. И даже инициируют в регионах с преобладающим мусульманским населением выход из состава РФ для создания новых государств, ориентированных в первую очередь на сближение со странами исламского мира. Исполнительные власти не всегда правильно выстраивают отношения с иностранными миссионерами, а иногда просто уходят от новых проблем. Церковь, конечно, отделена от государства, но обществу небезразлично, какие идеи разрабатываются в стране. Потому что иногда местные религиозные объединения мусульман в России попадают в материальную зависимость от подобных организаций, становятся проводниками идей тех, кто платит. Очень остро стоит проблема духовного образования. Государство должно оказывать поддержку среднему и высшему религиозному образованию, чтобы россияне не уезжали учиться в исламские страны, в первую очередь в Саудовскую Аравию, на выделяемые королевством гранты. Кроме того, необходимо выработать унифицированные образовательные стандарты для всех религиозных образовательных учреждений в России и одновременно создать условия для изучения традиций и обычаев народностей, населяющих данный регион.

У нас нет религиозных конфликтов. Даже попытка чеченских сепаратистов придать религиозную окраску, характер религиозной войны противостоянию с федеральным центром провалилась.

Беседовала Наталья АБАКУМОВА