|
|
N°227, 04 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Индийские гонки
Tata Motors и Mahindra & Mahindra хотят открыть автопроизводство в России
Несколько крупных индийских компаний проявило интерес к российскому автомобильному рынку. Tata Motors, на которую приходится около 70% производства грузовиков и автобусов в Индии, в течение трех-четырех месяцев планирует заключить договор на сборку своих автомобилей в России с российскими комплектующими. Кроме того, как сообщили газете «Время новостей» в инвестгруппе UFG, компания Mahindra & Mahindra, создавшая СП с индийской Sun Group, уже более года ведет переговоры с российскими автопроизводителями об организации производства джипа Scorpio. Причем Mahindra & Mahindra не собирается строить новые мощности на территории России, поскольку считает достаточными уже имеющиеся у российских заводов, так что речь идет о покупке производственной площадки. В партнерстве с Mahindra & Mahindra эксперты UFG подозревают Ульяновский автозавод. В компании «Северсталь-Авто», в структуру которой входит УАЗ, осенью подтверждали факт переговоров с неким крупным партнером, однако называть его отказались.
О своих намерениях организовать сборку в России концерн Mahindra & Mahindra, контролирующий почти половину индийского рынка внедорожников, заявил еще в начале прошлого года. Тогда потенциал сбыта внедорожников на российском рынке индийцы оценивали примерно в 20 тыс. штук в год. Внедорожники у нас уже производят УАЗ и «АвтоВАЗ». Но «АвтоВАЗ» уже сотрудничает с американским концерном GM. Так что, говорят эксперты, остается лишь УАЗ. Между тем они довольно скептически относятся к проекту Mahindra & Mahindra -- эти внедорожники в мировых рейтингах считаются самыми тихоходными, что не соответствует менталитету российских автолюбителей.
Впрочем, Mahindra не одинока в своем стремлении прорваться на российский авторынок. Советник компании Tata Motors Рамишвар Дайал сообщил вчера, что ведет переговоры о партнерстве с пятью-шестью российскими фирмами, причем он не исключает, что в итоге у Tata Motors будет несколько партнеров. По словам начальника отделения Tata Motors по России и СНГ Амрита Курувила, компания хотела бы приобрести российскую автомобильную компанию, но пока таких переговоров не ведется.
Назвать переговорщиков с российской стороны индийцы пока не решились. Они сказали только, что пока речь идет лишь о производстве легких грузовых автомобилей грузоподъемностью до 4 тонн и автобусов длиной 7--8 и 11 метров.
«Сейчас общемировой тенденцией является производственный бум в сегменте легких коммерческих транспортных средств (легкие грузовики до 5 тонн, пикапы, микроавтобусы)», -- поясняет причину интереса индийцев к российскому автопрому эксперт UFG Елена Сахнова. Потенциальным партнером Tata, по ее мнению, может стать любое российское предприятие, производящее подобного рода продукцию: ГАЗ, УАЗ, "Ижмаш". Не исключено даже, что в производстве автобусов и грузовиков у Tata будут разные партнеры. Наиболее подходящим, по мнению г-жи Сахновой, пока является холдинг «Руспромавто», который производит как грузовики, так и автобусы. Однако «Руспромавто» уже сотрудничает с Iveco (входит в итальянский концерн Fiat).
Вице-президент инвестгруппы «Атон» Александр Агибалов затруднился сказать газете «Время новостей», что может дать индийский автопром российскому. «Нам нужна технология, -- полагает он, -- и с этой точки зрения Iveco более выигрышный партнер. А индийцам необходимо расширить рынок сбыта. Но зачем же ГАЗ будет создавать СП, целью которого будет продажа машин конкурента, причем скорее всего не лучших по качеству?» В список потенциальных партнеров аналитик добавил ЗИЛ и КамАЗ, который уже заявлял о своем намерении помимо крупнотоннажных машин и тягачей освоить производство легких грузовиков. Правда, дальше заявлений дело пока не пошло.
Яна ВИКТОРОВА