Время новостей
     N°227, 04 декабря 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.12.2003
Заправщик не летает
Бывшая сотрудница Boeing приостановила многомиллиардную сделку
Пентагон вчера отложил покупку у корпорации Boeing 100 «летающих танкеров», заправляющих самолеты в воздухе. Американское военное ведомство сейчас пытается выяснить, не имела ли авиастроительная компания доступа к его служебной информации. В ходе этого разбирательства Boeing уже лишился своего главы Фила Кондита, который подал в отставку с постов исполнительного директора и председателя совета директоров 1 декабря. Неделей раньше Boeing уволил "за неэтичное поведение" своего старшего финансиста Майкла Сирса, а также Дарлин Драйан -- бывшую сотрудницу Пентагона, из-за которой и разгорелся нынешний скандал. Контракт по авиазаправщикам оценивается в 18 млрд долл. Замораживание этой сделки серьезно бьет по финансовому состоянию корпорации, которая сейчас сильно зависит от военных заказов из-за уменьшения мирового спроса на гражданские самолеты.

История Дарлин Драйан -- это уже вторая волна скандала вокруг заправщиков. Первая поднялась вскоре после того, как в конце 2001 года министерство обороны США заказало переоборудование 100 коммерческих самолетов Boeing-767 в «воздушные танкеры». Они должны были заменить парк заправщиков KC-135, выработавших свой ресурс. Boeing предложил сдать свои самолеты военным в долгосрочную аренду. В таком случае Пентагону пришлось бы выплатить за использование авиатехники 22,5--24 млрд долл. В Конгрессе США нашлись парламентарии, которые подсчитали, что прямая покупка самолетов обошлась бы государственному бюджету дешевле.

Возникшей дискуссией воспользовались союзники США по НАТО. Европейское авиастроительное агентство EADS предложило Пентагону собственный проект модернизации топливозаправочного парка на базе самолетов A-330.

К большому огорчению европейцев, весной 2003 года военное министерство США все же сделало выбор в пользу Boeing. Только условия соглашения были изменены: из 100 Boeing-767 арендовать решено было только 20, а остальные 80 купить.

Тогда и разгорелся скандал вокруг фигуры Дарлин Драйан, которая с января по ноябрь этого года работала вице-президентом ракетного подразделения Boeing. До этого она трудилась в отделе закупок Пентагона. Выяснилось, что примерно в одно и то же время г-жа Драйан вела переговоры о переходе в Boeing и участвовала в принятии решения по «танкерному» контракту. Заместитель министра обороны США Пол Вулфовиц отдал приказ о проведении расследования с целью выяснить, повлияли ли связи г-жи Драйан на решение о закупке самолетов у Boeing. Высказываются также подозрения, что она могла сообщить Boeing детали конкурентного предложения Airbus.

Вулфовиц заявил, что решение, продолжать ли сотрудничество Boeing, Пентагон примет только после завершения расследования. Тем временем сенатский комитет по вооруженным силам направил министру обороны США Дональду Рамсфельду запрос, нельзя ли ограничиться покупкой всего 25 новых авиазаправщиков.

Михаил КУКУШКИН