|
|
N°226, 03 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тенгиз Китовани: «Новая власть в Грузии долго не продержится»
Бывший министр обороны Грузии отвечает на вопросы обозревателя газеты «Время новостей» Аркадия ДУБНОВА.
-- Михаил Саакашвили призвал Шеварднадзе покинуть Грузию до президентских выборов 4 января, «чтобы никому не мешать». По-вашему, Саакашвили боится патриарха грузинской политики?
-- Нет. Он не боится грузинского патриарха, он его оберегает. Потому что Шеварднадзе допустил много ошибок и пролил много крови, а Саакашвили боится, что ему будут мстить. Шеварднадзе много людей посадил в то время, когда был министром МВД в Советской Грузии, и посадил несправедливо. И если в Москве говорят, что Шеварднадзе никогда не был диктатором, то это неправда. Ведь как тогда издевались в тюрьмах над людьми, насиловали их! Вот эти люди живы еще, и нынешние грузинские власти боятся возможной их расправы над Шеварднадзе.
-- Вы думаете, память о тех годах все еще жива?
-- Ну конечно, это же Грузия, Кавказ... Они помнят то зло, когда по приказу Шеварднадзе много невинных людей было расстреляно. Вспомните только «самолетное дело» -- даже совершенно невинного человека тогда из дома забрали и расстреляли, он священником был. (В 1983 году к смертной казни была приговорена группа молодых грузин, захвативших в Тбилиси самолет при попытке бежать из Грузии. Шеварднадзе, тогда партийный лидер республики, ответил отказом на призыв грузинской интеллигенции сохранить жизнь заговорщикам. -- Ред.)
-- Но ведь вы сами в свое время, в 1992 году, свергнув президента Звиада Гамсахурдиа, позвали на власть Шеварднадзе.
-- Я его не звал. Звал его Джаба Иоселиани (тогда, как и Китовани, член военного совета. -- Ред.) и те "красные" коммунисты, которые в свое время работали у Шеварднадзе и кормились у него. Я был членом Военного совета после Гамсахурдиа, но я был всегда против возвращения Шеварднадзе во власть.
-- Новые грузинские власти сообщили, что если объявивший о своих намерениях баллотироваться в президенты бывший глава службы безопасности Грузии Игорь Гиоргадзе вернется в страну, он тут же будет арестован. Как вы думаете, он мог бы стать конкурентом Саакашвили?
-- Да, если его допустят к выборам, у него есть серьезные шансы. Эти власти, что сегодня в Тбилиси, -- я не говорю о Шеварднадзе, -- они никакого права не имеют его арестовывать.
-- Почему?
-- Потому что те люди, которые обвиняли Гиоргадзе в организации так называемого покушения, ушли, и никто теперь не говорит, что он покушался на Шеварднадзе.
-- Вы тоже считаете, что обвинения против него несправедливы?
-- Да, это все выдумка Шеварднадзе. Он даже не сидел в машине в тот день, в августе 1995 года, когда на него якобы покушались.
-- Есть ли у Игоря Гиоргадзе какая-либо поддержка в России, ведь Москва отказывалась выдать его грузинским властям?
-- Ну, Россия всегда пыталась влиять на ситуацию в Грузии. Это заметно по той поддержке, которую в Москве всегда оказывали сепаратистским движениям в Южной Осетии, Абхазии и Аджарии.
-- А как вы относитесь к переговорам, которые на днях вели в Москве лидеры этих республик?
-- Не надо было этого делать, приглашать их сейчас в Москву. Такие шаги могут привести к конфронтации между народами, живущими не только в Грузии, но и вообще на Кавказе.
-- Г-н Китовани, вы сами собираетесь возвращаться в Грузию?
-- Да, я сейчас собираюсь туда ехать.
-- Вам там ничто не угрожает?
-- А что мне может угрожать, я преступлений нигде не совершал.
-- А в политику собираетесь вернуться?
-- Конечно!
-- Кого собираетесь поддерживать из нынешних грузинских политиков?
-- Ну, это еще надо будет посмотреть... Но вот эти политики, которые сейчас пришли к власти в Тбилиси, они долго не продержатся. Конечно, они наделают кучу ошибок и будут вынуждены уйти.
-- А кто же придет им на смену?
-- Вот этого я не могу сказать...
-- Но вы знаете, кто?
-- Да...(загадочно смеется).
Беседовал Аркадий ДУБНОВ