Время новостей
     N°226, 03 декабря 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.12.2003
Узок круг этих пассажиров
Число спецклиентов «России» сокращается
Министр иностранных дел России и председатели обеих палат парламента скоро лишатся права летать самолетами государственной транспортной компании (ГТК) «Россия». Как стало известно газете «Время новостей», список федеральных чиновников, обладающих этой привилегией, будет сокращен вдвое. Указ об этом Владимир Путин подпишет до конца декабря.

ГТК «Россия» была создана по указанию президента Бориса Ельцина в 1992 году для обслуживания высших должностных лиц государства. Материальной и кадровой базой для новой компании стал авиаотряд особого назначения, который выполнял сходные функции с 1956 года. ГТК базируется на подмосковном аэродроме «Внуково», ее парк насчитывает около 50 самолетов и вертолетов.

Первая попытка сократить число клиентов «России» также была предпринята президентом Ельциным. 29 июля 1998 года он издал указ №910, которым компании предписывалось в дальнейшем обслуживать только президента, премьера, председателей палат парламента, главу МИД и секретаря Совбеза -- итого шесть человек. До этого момента правом на спецобслуживание в «России» официально пользовались также вице-премьеры -- как первые, так и «рядовые». По неофициальным сведениям, реальный круг спецпассажиров ГТК был гораздо шире. В него периодически попадали даже столь далекие от федеральной службы деятели, как иерархи формально отделенной от государства Русской православной церкви. Причем, как утверждают наши источники, эта практика более или менее сохранилась и после 1998 года.

Проект указа, над которым работали в Управлении делами президента, сужает круг официальных пассажиров «России» до президента, премьера и секретаря Совбеза. Цель, как и при прежнем сокращении, -- экономия бюджетных расходов.

По неофициальным данным, федеральные чиновники, «выпавшие» из числа спецклиентов «России», пополнят клиентуру питерского авиапредприятия «Пулково». Это единственная из первой тройки российских авиакомпаний, которая до сих пор на 100% принадлежит государству. Кроме того, она ближайший партнер ГТК «Россия». 31 августа 2002 года премьер Михаил Касьянов подписал поручение проработать объединение «Пулково» с ГТК, а также с еще одной государственной авиакомпанией -- «Калининградавиа». Кстати, нынешний гендиректор «России» Николай Шпиль -- выходец из «Пулково». В августе этого года гендиректор «Пулково» Борис Демченко говорил, что объединение может состояться уже в октябре. Правда, потом дело застопорилось. Возможно, потому, что менеджмент «Пулково» добивается приватизации своей компании в 2005 году, а про разгосударствление ГТК речь пока не идет.

Вчера в «Пулково» корреспонденту газеты «Время новостей» не смогли прокомментировать информацию, что главы палат парламента и МИД переходят на обслуживание в эту компанию.

Разумеется, и после выхода нового указа никаким федеральным чиновникам, а равно и рядовым россиянам, доступ на борта «России» не будет совсем закрыт. Параллельно с выполнением рейсов особого назначения компания занимается обычной коммерческой деятельностью. На регулярной основе она возит пассажиров из Москвы в Санкт-Петербург, Калининград, Волгоград, Сочи, Анапу, Надым, Новый Уренгой и Магадан. Кроме того, она принимает заказы на чартерные рейсы по всему миру. Согласно заключенному в этом году соглашению, наиболее современные дальнемагистральные самолеты «России» начал использовать на своих маршрутах «Аэрофлот». Как сообщил вчера газете «Время новостей» заместитель гендиректора «Аэрофлота» Лев Кошляков, сейчас его компания использует две «российские» машины: Ту-214 и Як-40. Весной 2004 года «Аэрофлот» увеличить планирует добавить к ним два Ту-204 (у «России» как раз и есть только два самолета этого типа).

В парке авиакомпании, тем не менее, есть некоторое количество самолетов, предназначенных исключительно для удовлетворения государственных нужд. В первую очередь, это касается личного Ил-96-300 президента Владимира Путина. Сотрудники «России», сославшись на режимный характер своей работы, вчера отказались сообщить корреспонденту газеты «Время новостей», какие еще самолеты в их парке относятся к категории «неприкосновенных». По косвенным признакам можно судить, что доля таких машин довольно высока. Например, из восьми Як-40, числящихся на балансе ГТК «Россия», две машины являются моделями Як-40Д -- то есть так называемыми «салонами», предназначенными для перевозки очень важных персон. Кроме того, у «России» есть 17 Ту-134А-3. Этот самолет также еще с советских времен часто используется в компоновке «салон». Можно предположить, что в связи с сокращением числа «специальных» клиентов ГТК часть зарезервированных для них «салонов» займется коммерческим обслуживанием обычных состоятельных клиентов. Впрочем, для крупных авиакомпаний, к числу которых относится ГТК «Россия», VIP-бизнес редко становится профильным. Например, у «Аэрофлота», парк которого насчитывает сотню самолетов, есть только один Ту-134-«салон».

Михаил КУКУШКИН, Иван ГОРДЕЕВ