|
|
N°225, 02 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Ламборджини» теперь дешево не купишь
Правительство изменило таможенные ставки на новые автомобили
Правительство перекрыло канал для ввоза автомобилей по заниженной стоимости. С 1 января 2004 года вводится новый порядок применения ставок таможенных пошлин в отношении ввоза физическими лицами автомобилей, относимых к категории новых (с момента выпуска которых прошло не более трех лет). Ставка будет определяться в процентах от таможенной стоимости, но не менее определенной суммы в евро, зависящей от объема двигателя. Соответствующее постановление подписал в понедельник премьер-министр Михаил Касьянов.
На сегодняшний день ставки пошлин на ввоз автомобилей для физлиц и для дилеров равны. И составляют примерно 48% (таможенная пошлина -- 25%, НДС -- 20% и акциз). Однако через автосалоны машины покупать было менее выгодно. Дело в том, что физические лица при ввозе автомобилей, в первую очередь новых, в подтверждение таможенной стоимости зачастую предъявляют документы, содержащие заниженную цену. Многие годы успешно процветал бизнес по перегону новых автомобилей из-за границы клиентам, желающим сэкономить на покупке дорогой машины. Машина ввозилась вполне легально, оформлялась, правда, по «серой» схеме, но придраться было не к чему.
Как пояснили в департаменте правительственной информации, с занижением таможенной стоимости через физических лиц ввозились в основном эксклюзивные автомобили типа "Ламборджини", "Мазерати", "Феррари" или автомобили, не ввозимые официальными дилерами -- "Хаммер", "Инфинити".
Чтобы пресечь подобные схемы минимизации таможенной стоимости, с нового года вводятся единые ставки таможенных платежей. Платежи больше не будут разбиваться на пошлину и акциз, а будут иметь фиксированную величину -- 48%. Причем таможенная стоимость авто будет определяться не на основании заявления физлица, а на основании справочника, в котором сведена полученная от производителей информация о ценах и данные от независимых источников ценовой информации. Учитывая же то, что некоторые производители имеют склонность скрывать реальную стоимость продаваемых автомобилей, объясняя это «коммерческой тайной», в правительстве подстраховались и другим способом. Пошлина будет взиматься не только в процентах от таможенной стоимости, но в размере не менее определенной суммы в евро за 1 куб. см рабочего объема двигателя.
Проще говоря, на таможне сопоставят две суммы пошлины: рассчитанную исходя от стоимости и рассчитанную исходя из объема двигателя. Если вторая окажется больше, таможенники заставят доплатить. Логика таких доплат достаточно проста. «Есть машины с маленьким двигателем, но с большим количеством наворотов, которые весьма дорого стоят, -- пояснил газете «Время новостей» эксперт одной из автомобильных компаний. -- Если бы их реальная стоимость не учитывалась, такие машины можно было бы ввозить достаточно дешево, что было сочтено участниками рынка за несправедливость».
Целесообразность введения новых пошлин газете прокомментировали аналитики автомобильного рынка.
Вице-президент Ассоциации российских автомобильных дилеров Сергей АЛЕКСЕЙЧУК:
-- Для многих постановление оказалось сюрпризом, и никто не успел просчитать последствия для рынка. Правительство предварительно направляло в ассоциацию проект постановления, однако дилеры сочли его нецелесообразным. Ответа от чиновников, как и обсуждения, не последовало. Как, впрочем, остаются без ответа и предложения автодилеров ввести единые правила игры на рынке, как для физических, так и для юридических лиц. Инвесторы, работающие в этом сегменте, готовы вкладывать большие деньги, однако они должны быть уверены в предсказуемости условий. А мы сегодня не застрахованы, что через месяц правительство не примет еще одно постановление, где ставки для физических лиц снова изменятся. Кто выиграет от нового порядка -- оценить затруднительно, но в любом случае это приведет к децивилизации рынка.
Эксперт UFG Елена САХНОВА:
-- Разница между тем, какие суммы платят физлица сегодня и какие будут платить в связи с новым порядком, проявится для автомобилей с большим объемом двигателя. Причем чем меньше стоимость машины, тем раньше эта разница будет ощущаться. Существенная разница будет чувствоваться для машины стоимостью 8 тыс. долл. уже при объеме движка в 1,8 л. При стоимости машины в 20 тыс. долл. эта разница почувствуется лишь при объеме более 3 л. В целом же растаможка машины за 8 тыс. долл. обойдется теперь дороже на 500 долларов.
Ирина СКЛЯРОВА, Вера КУЗНЕЦОВА