|
|
N°225, 02 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Итоги работы Госдумы третьего созыва газете «Время новостей» прокомментировали политологи и экономисты
Итоги работы Госдумы третьего созыва газете «Время новостей» прокомментировали политологи и экономисты.
Марк УРНОВ, президент фонда «Экспертиза»:
-- Самым важным было принятие либерального налогового законодательства, правда, довольно непоследовательного, а также Трудового кодекса и кодекса о земле. Экономические законы заработали, а вот местное самоуправление и административная реформа стоят на месте. Что касается несамостоятельности Думы, то с точки зрения механизмов функционирования такая модель тоже имеет право на существование. Например, в Германии федеральное собрание даже не вносит законопроекты, а только принимает предложенные правительством. Однако с точки зрения формирующейся демократии усиливающаяся зависимость Думы от исполнительной власти -- это плохо.
Вячеслав НИКОНОВ, директор фонда «Политика»:
-- Это была очень активная Дума, и первая реформистская Дума за всю историю Дум. Ей удалось провести целый ряд законов, которые лежали без движения на протяжении многих лет. Я имею в виду в первую очередь Земельный кодекс, который я бы оценил как второй по значимости после Конституции; Налоговый кодекс, весьма и весьма прогрессивный, а также большое количество законов, позволивших России стать более совместимой с ВТО. Из последних я бы отметил закон о создании стабилизационного фонда. Кроме того, Дума ратифицировала целый ряд международных договоров, такие, как договор «Старт-2» с США, договор о запрещении испытаний ядерного оружия.
Алексей МОИСЕЕВ, экономист ИК «Ренессанс Капитал»:
-- Если не считать Верховного совета РСФСР первого созыва, проводившего шоковую терапию, это самая реформаторская Дума, какая у нас была. Но это связано не с реформаторским настроением депутатов, а с тем, что у президента такое настроение.
Успехов было очень много, в первую очередь это земельная реформа, принятие большинства законов, связанных с пенсионной реформой. Эти реформы принципиально изменяют экономику России. Также это реформа РАО «ЕЭС», налоговая реформа. Важна административная реформа, но там есть свои плюсы и минусы: приняты какие-то полезные вещи, но явно их недостаточно, чтобы решить все вопросы. Проблемы в работе Госдумы были в значительной степени связаны с тем, что и правительство никак не может понять, чего оно хочет. Наиболее проблемными оказались законы о страховании банковских вкладов, о валютном регулировании и валютном контроле.
Андрей ЧЕРЕПАНОВ, председатель совета Московской международной валютной ассоциации:
-- К сожалению, остались неиспользованными многие возможности. К примеру, закон о валютном регулировании. То, что он был принят, это, без сомнения, шаг вперед. Но совершенно необоснованно на три года перенесено введение режима свободной конвертируемости российского рубля. При этом ограничения, которые в этом законе остались, нарушают российскую Конституцию. Полная глупость была совершена в отношении инвестирования средств стабилизационного фонда. Как известно, они инвестируются в иностранные ценные бумаги, чем передаются на кредитование иностранных государств. Одновременно идут объемные заимствования правительства под процентные ставки значительно более весомые. То есть мы даем в долг и одновременно берем, но уже под гораздо большие проценты.
Записала Наталья РОЖКОВА