|
|
N°225, 02 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В Маастрихте встретились «полтора грузина»
Тбилиси предложил Москве «нулевой вариант»
Глава МИД России Игорь Иванов и исполняющая обязанности президента Грузии Нино Бурджанадзе «обменялись улыбками и дружескими рукопожатиями». Так звучит сообщение об их встрече агентства Интерфакс, переданное вчера из Маастрихта, где сегодня заканчивается двухдневное заседание министров иностранных дел 55 государств -- членов ОБСЕ.
Собеседники общались ровно 10 дней назад в Тбилиси, где российский министр впервые публично признался, что у него «мама -- грузинка», и это во многом помогло ему оказаться чрезвычайно удачным посредником между теперь уже экс-президентом Эдуардом Шеварднадзе и лидерами грузинской оппозиции. В результате г-жа Бурджанадзе временно возглавила Грузию. Так что когда Нино Бурджанадзе сказала г-ну Иванову «рада вас снова увидеть», это не выглядело данью дипломатическому протоколу.
Встреча проходила в перерыве заседания ОБСЕ и была также явно непротокольной. Очевидно, Нино Бурджанадзе стремилась разъяснить Игорю Иванову, что она имела в виду, когда, выступая чуть раньше с трибуны ОБСЕ, предложила от имени нового грузинского руководства «начать отношения с Россией с нуля, отказавшись от исторических предрассудков». Эта смелая инициатива, будучи не расшифрованной, выглядит загадочно. Ведь что тут принять за точку отсчета в российско-грузинских отношениях, с какого исторического момента их «обнулять»? То ли с момента заключения Георгиевского трактата 1783 года, согласно которому Грузия добровольно присоединялась к российскому престолу, то ли со времени распада СССР и последнего провозглашения грузинской независимости...
И.о. президента Грузии в своем выступлении сама попыталась разъяснить, что она имеет в виду: «Наши российские коллеги должны понять, что действия, подрывающие суверенитет и территориальную целостность Грузии, аналогичные тому, что мы видели на прошлой неделе в Москве, ослабляют все позитивные сигналы и ставят нас неизбежно в позицию конфронтации». Речь идет о переговорах, которые провели с представителями российского руководства лидеры Южной Осетии и Абхазии, фактически отделившихся от Грузии, и Аджарии, считающей себя грузинской автономией. Неизвестно, как отвечал на упреки центральных грузинских властей г-н Иванов во время встречи, так как она носила закрытый характер. Но накануне Маастрихта он объяснял приезд трех кавказских гостей в Москву их желанием «проинформировать, как они видят развитие событий» в Грузии.
С точки зрения Тбилиси, приезд в российскую столицу во всяком случае одного из них, лидера Аджарии Аслана Абашидзе, выглядит провокационным. Ведь еще три недели назад он в качестве посланца Эдуарда Шеварднадзе представлял в Москве интересы всей Грузии, а теперь только фрондирующей Аджарии. Но уж таковы, видимо, правила в сложной, даже изощренной игре, которую ведет сегодня Москва по отношению к Тбилиси. Мол, вы должны понимать, до каких пределов можно разыгрывать антироссийскую карту, вот уже Аджария закрыла административную границу с остальной Грузией, и чего доброго, совсем захочет отделиться, если из Тбилиси ей будут угрожать. Но мы-то в России против такого развития событий, говорят в Москве, и выступаем за целостность Грузии, так что сами думайте.
И действительно, трем грузинским «автономам», двум бывшим и одному нынешнему, в российской столице накануне Маастрихта посоветовали, видимо, больше говорить об экономическом сотрудничестве между собой и по отдельности с Москвой, нежели о выстраивании совместного фронта против Тбилиси. Не случайно как-то внезапно утихли на днях разговоры о предстоящем подписании в Москве трехстороннего соглашения между Аджарией, Абхазией и Южной Осетией. Да и все они, кроме президента Южной Осетии Эдуарда Кокойты, уже уехали домой, не дождавшись возвращения из Маастрихта г-на Иванова. А сам он после встречи с г-жей Бурджанадзе демонстрировал глубокое удовлетворение желанием Тбилиси «открыть новую страницу» в отношениях с Москвой. Видимо, очередную, но не «нулевую».
Аркадий ДУБНОВ