Расследование одного из самых громких преступлений последнего времени -- убийства гендиректора оборонного холдинга «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» Игоря Климова -- приобретает все более скандальный характер. По информации газеты "Время новостей", между оперативниками, занимающимися этим делом, произошел раскол. Одни уверены, что киллеры, расправившиеся с Климовым, уже задержаны и, «отталкиваясь» от них, надо искать «заказчиков». Другие, наоборот, говорят о невиновности задержанных подозреваемых и о причастности к этому преступлению солнцевской преступной группировки.
И. о. гендиректора «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» Игорь Климов был убит 6 июня этого года у своего дома в Москве на улице Крымский вал. Когда он вышел из здания, к нему подбежал молодой человек. Между нападавшим и Климовым вначале завязалась драка, а потом в руководителя оборонного холдинга несколько раз выстрелили из револьвера. Убийство вызвало массу версий, все из которых были связаны с профессиональной деятельностью Климова. Тем более что в этот же день был расстрелян коммерческий директор другого крупного предприятия ВПК, ОАО «РАТЕП», Сергей Щетко. «РАТЕП» входит в холдинг «Алмаз-Антей» и в последнее время часто упоминался в связи с различными скандалами. Вначале акции завода скупали загадочные офшорные фирмы, потом в СМИ сообщалось, что интерес к «РАТЕПу» и его проектам проявляли представители солнцевской группировки. В частности к контракту на 70 млн долл. по поставке в Китай ракетных морских комплексов. Климов, заняв пост гендиректора «Алмаз-Антея», пытался изменить ситуацию на «РАТЕПе», а убили его и Щетко незадолго до собрания акционеров, на котором должен был решаться вопрос о новых руководителях «РАТЕПа». Версия о связи убийства Климова с конфликтами вокруг «РАТЕПа», по нашей информации, рассматривалась как одна из основных.
Новый толчок в расследовании покушения на Климова дало другое убийство. 13 сентября в Рязани был застрелен глава местного ИЧП «Старченков» Александр Старченков, который занимался поставками кофе и чая. Местная прокуратура сразу выяснила, что конфликт у коммерсанта был только с одним человеком -- партнером по бизнесу, приезжей с Украины. Женщина вкладывала свои деньги в ИЧП, но потом решила вернуться на родину и попросила вернуть свою долю. Старченков отказал. Тогда, как выяснили рязанские следователи, бизнесвумен пожаловалась своему 25-летнему приятелю, который согласился решить ее проблемы. Мужчина, в свою очередь, вспомнил о знакомом из Москвы Сергее Березнере, ранее судимом и контактировавшим с ореховской и солнцевской группировками. В результате было решено, что человек Березнера -- Илья Рожнов -- устранит Старченкова за 10 тыс. долл. 14--15 сентября вся четверка, участвовавшая в убийстве, была арестована при содействии Главного управления МВД РФ по Центральному федеральному округу. При этом выяснилось, что Березнер уже давно находился в разработке спецслужб как участник группы профессиональных киллеров.
По информации газеты «Время новостей», сыщики знали, что в России появилась группа хорошо обученных наемников, имеющая отношения ко многим заказным убийствам, в том числе и резонансным. Также милиционерам было известно о Березнере, который, по их мнению, играл в этой группе роль диспетчера -- получал заказы и передавал их непосредственно киллерам. О других же участниках банды у милиционеров информации не было, поэтому арест Рожнова можно назвать везением. К тому же выяснилось, что уже несколько лет он находился в международном розыске за заказное убийство в Узбекистане, но поймать его не могли, поскольку Рожнов жил по поддельному паспорту и был очень осторожен. Сыщики считают, что они схватили одного из самых профессиональных киллеров последнего времени.
Еще подростком Рожнов получил три года за разбой, а когда вышел на свободу в 2000 году, по информации оперативников, стал работать по "заказам". Также в ходе следствия выяснилось, что вместе с Березнером и Рожновым работали еще три человека, и на счету этой группы, как считают в МВД, больше десяти убийств в России и СНГ. Главное же, сыщикам удалось собрать данные о причастности арестованных к покушению на Климова. «Сомневаться, что это они совершили данное преступление, у нас нет никаких оснований, -- заявили нам милиционеры. -- Все тайны раскрывать не можем, но несколько доводов приведем. Во-первых, информация об их причастности к убийству Климова поступила из совершенно разных источников. Во-вторых, сами задержанные признавались в этом в беседе с коллегами по криминальному цеху. В третьих, механизм убийства Климова и других жертв этой группы одинаков».
Наша газета опубликовала информацию о задержании возможных подозреваемых в убийстве Климова, после чего последовала неожиданно болезненная реакция представителей Главного управления уголовного розыска (ГУУР) МВД.
Руководители одного из отделов главка по поводу статьи почему-то решили поговорить не с журналистами, а с уже бывшими сотрудниками газеты, на которых зарегистрирован интернет-сайт «Время новостей» (причем по домашнему телефону). Когда же автор материала сам позвонил в ГУУР, то один из высокопоставленных милиционеров в категорической форме потребовал от него извиниться перед арестованными рязанскими прокурорами Рожновым и Березнером. При этом он заявил, что эти люди кристально чисты перед законом.
Мы побеседовали с одним из сотрудников МВД, участвующим в расследовании убийства Климова, который объяснил такую реакцию: «ГУУР занимается всем оперативным сопровождением данного уголовного дела, и, понятно, там не понравилось появление информации о том, что киллеров, устранивших Климова, арестовал не ГУУР, а рязанские прокуроры и другое подразделение МВД. Тем более что эти сведения одновременно были доложены лично министру Грызлову. ГУУР имеет свои наработки по данному преступлению». Какие именно, наш источник сообщить отказался, но приоткрыть тайну согласился другой оперативник, также имеющий отношение к расследованию. «Сразу после убийства Климова на Крымском валу мы стали проверять все звонки по мобильным телефонам, сделанные во время покушения в этом районе. Их было около 20, но нас заинтересовал один номер. Дело в том, что этот телефон использовался только 5 и 6 июня. Ни до этого преступления, ни после им никто не пользовался. Мы проверили мобильник, и оказалось, что он зарегистрирован на украденный паспорт. Тогда стали смотреть, какие звонки на него поступали. Оказалось, с такого же мобильного телефона, купленного на «левый» паспорт и использовавшегося также всего двое суток. Однако на тот, второй, телефон поступил один интересный звонок -- из квартиры на Лесной улице. Мы туда приехали, но столкнулись с ситуацией как в лучших шпионских фильмах -- все отпечатки пальцев в помещении были тщательно стерты. Оказалось, что эту квартиру уже много лет назад сдала семья, уехавшая жить за границу. Ее членов мы еще не допрашивали, но уже знаем, что жилье было сдано без официального оформления внешне респектабельным людям, которые исправно платят деньги. Тогда мы проверили квартиру на Лесной по оперативным учетам и выяснили, что там несколько раз было отмечено появление А.Ш. (имя и фамилия не называются в интересах следствия). Этот человек тесно сотрудничает с солнцевской преступной группировкой. В начале 90-х годов он был довольно заметным персонажем в криминальном мире, но потом ушел в легальный бизнес. В частности, сейчас он контролирует одну из крупнейших строительных компаний Москвы, нефтяную компанию, яхт-клуб и т.д. Мы с ним встретились и пообщались. А.Ш. сказал, что бывал в квартире на Лесной, но давно, а кто там появлялся в последнее время, не знает. Давать показания под протокол он отказался. Однако и без этого мы выяснили, что эта квартира использовалась исключительно людьми, связанными с солнцевской ОПГ, и нашли нужный след, о котором я говорить не буду. Отмечу только, что он никак не укладывается в историю с «рязанскими» задержанными».
Причем оперативники, «разрабатывающие» сейчас Березнера и Рожнова, в свою очередь сказали: «Про версию о причастности А.Ш. к убийству Климова мы знаем давно. Это полная чушь. Он тут ни при чем».
Еще более запутало ситуацию то, что нам рассказали представители Рязанской прокуратуры, которые ведут следствие в отношении Березнера и Рожнова по убийству Старченкова. «Честно говоря, мы сами перестаем понимать, что происходит. Когда нами были арестованы Рожнов и Березнер, в Рязань неоднократно приезжали сотрудники ГУУР и ГУ МВД по ЦФО, которые просили у нас разрешения допросить подозреваемых. После таких бесед было объявлено, что эти люди причастны как минимум к шести заказным убийствам -- Старченкова, предпринимателя в Узбекистане (он поссорился с одной из столичных группировок, уехал на родину, но его нашли и там), а также бизнесменов в Таджикистане, Санкт-Петербурге, Подмосковье (речь шла о Щетко) и непосредственно Климова. Да в принципе мы и сами об этом уже знали. По этому поводу проводилось специальное совещание. Нам было заявлено, что надо собрать доказательства по убийству Старченкова, после чего дело к себе заберет Генпрокуратура. Но сейчас все московские визитеры исчезли. Ну и ладно. Убийство Старченкова, по которому срок следствия продлен до 25 января, мы доказали, а все остальные, в том числе и убийство Климова, не входят в нашу компетенцию. Если Москве это преступление неинтересно, то нам тем более».