Время новостей
     N°225, 02 декабря 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.12.2003
«Плохой бизнес»
Акционер DaimlerChrysler требует от концерна 1,2 млрд долларов
В Уилмингтоне, небольшом городке на Восточном побережье США, открылся один из самых захватывающих судебных процессов мировой экономической истории. Керк Керкорян, богатый инвестор-американец армянского происхождения, требует через федеральный суд США от немецкого автоконцерна DaimlerChrysler выплаты неустойки 1,2 млрд долл. за то, что он «сделал плохой бизнес» при обмене акций во время поглощения Chrysler в 1998 году немецким Daimler-Benz, возглавляемым Юргеном Шремппом. Решение суда ожидается уже в начале следующего года, впрочем, до него дело может и не дойти. Уже вчера, в день начала процесса, нью-йоркский адвокат ответчика прозрачно намекнул, что Юрген Шремпп готов пойти с Керкоряном и на внесудебные договоренности.

Когда в мае 1998 года проходил процесс поглощения, г-н Шремпп, как утверждает г-н Керкорян, «для внешнего пользования» изображал сделку как «слияние равных». Однако вскоре г-н Керкорян стал возражать против такого заявления г-на Шремппа, утверждая, что немцы с самого начала планировали не слияние, а поглощение Chrysler. В результате он как мажоритарный акционер Chrysler не сумел выгодно обменять акции.

Данную логическую цепочку г-на Керкоряна венчает сумма иска -- 9 млрд долл. Его адвокаты считают, что именно такой ущерб нанесен неосторожным высказыванием г-на Шремппа в интервью The Financial Times в октябре 2000 года. В этой публикации новоиспеченный глава DaimlerChrysler назвал заокеанское производство «деловой структурной единицей» объединенного концерна: «Как шахматный игрок, -- сообщал г-н Шремпп английской газете, -- я не имею обыкновения распространяться о втором и третьем ходе. Я всегда хотел иметь структуру, которая у нас теперь появилась вместе с Chrysler -- такой же деловой структурной единицей концерна, как, например, производство легковых автомобилей Mercedes-Benz или производство грузовых автомобилей». Тогда (по прошествии двух лет после германо-американского «равного брака») местные консультанты по пиару порекомендовали Юргену Шремппу на время принять позу триумфатора, в кармане у которого оказалась крупная американская компания.

Неожиданное возмездие последовало спустя ровно месяц: г-н Керкорян подал свой иск против г-на Шремппа. Стремясь не допустить начала судебного процесса, немцы с присущей им основательностью противопоставили простым аргументам г-на Керкоряна 250 тыс. страниц документов, опровергающих, с их точки зрения, доводы американца.

Однако на судью Джозефа Фарнана-младшего эти старания не произвели должного впечатления. Он был склонен поддержать идею о том, что в случае вражеского поглощения ответчик должен был бы заплатить американцам больше, чем при «равном браке». С самого начала судья не согласился с идеей отклонить иск Керкоряна без устного судебного разбирательства. Не пошел он также на слушание дела судом присяжных: в составе последнего, дескать, много непрофессионалов, которые легче подвержены возможному эмоциональному давлению с немецкой стороны.

Сегодня, похоже, и самому г-ну Керкоряну не хуже других известно, что в Chrysler последнее слово принадлежит немецкой стороне. Не слишком оспаривается также и то, что Chrysler, третий по значимости автоконцерн США, без финансовых вливаний со стороны главным образом Mercedes-Benz, скорее всего, не смог бы выиграть конкурентных битв в последние годы. Впрочем, для личного гешефта г-на Керкоряна это не имеет ни малейшего значения, и, как показывает начало этой судебной истории, биться с главой DaimlerChrysler он намерен до победного конца.

Немцам хорошо известен бойцовский характер г-на Керкоряна. В годы второй мировой войны он служил в американской армии летчиком-истребителем. После ее окончания молодой пилот остался за штурвалом самолета: на «приватизированном» бомбардировщике B-26 возил игроков казино и финансовых спекулянтов в Лас-Вегас. В 1948 году на сколоченный таким образом капитал г-н Керкорян основал авиакомпанию Transinternational Airlines, которую через двадцать лет продал, выручив 104 млн долл. Эти средства он весьма удачно вложил в другие авиакомпании, известные цепочки мировых отелей, казино, а также кинокомпании. Сегодня его состояние оценивается в 600 млн долл. -- в списке наиболее состоятельных американских бизнесменов, составленном журналом Forbes, г-н Керкорян занимает 75-е место. Если г-ну Керкоряну повезет в судебном разбирательстве, ему, возможно, удастся пробиться в первую десятку наиболее состоятельных соотечественников.

Юрий ШПАКОВ, Берлин