|
|
N°63, 10 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Каталог платежей
Министерства и ведомства могут остаться без денег
Судьба системы ведомственных поборов, которая отлаживалась в России годами, -- на волоске. Думский бюджетный комитет одобрил вчера 26-ю главу второй части Налогового кодекса о госпошлине, которая будет содержать закрытый перечень всех обязательных к уплате сборов, платежей и пошлин, а также их ставок.
На самом деле рекомендованный Госдуме к принятию в первом чтении законопроект пока сравнительно безобиден. Рожденная в недрах Минфина и внесенная в парламент членами бюджетного комитета двадцать шестая глава НК «Государственная пошлина» просто должна была объединить в себе все существующие пошлины и законодательно закрепить их ставки в твердой рублевой сумме (а не в кратном отношении к минимальной зарплате, как сейчас). Кроме того, согласно законопроекту должен быть изменен перечень пошлин и дополнен перечень льгот по ним (см. справку).
По-настоящему скандальным законопроект стал уже после внесения его в Госдуму, когда его авторы решили сделать двадцать шестую главу НК вместилищем всего многообразия существующих сборов и платежей, взимаемых от имени государства министерствами и ведомствами, за совершение юридически значимых действий либо за выдачу документов. В результате в решении бюджетного комитета появилась оговорка, что законопроект рекомендуется к принятию в первом чтении при условии внесения в него соответствующих поправок. Уже к 4 мая правительство обещало подготовить исчерпывающий перечень всех платежей, включая сборы за фактические расходы, связанные с оформлением въездных виз в Россию для иностранцев и загранпаспортов для россиян.
Попутно законопроект, по мнению бюджетного комитета, должен предусматривать распределение средств, полученных от сбора пошлин, между бюджетами разных уровней. А это означает, что все министерства и ведомства лишатся доходов. Средства, полученные в виде различных платежей, зачастую до бюджетов не доходят, оседая в ведомственных «карманах». Именно поэтому главу 26 второй части Налогового кодекса ждет тяжелая судьба: борьба чиновников за свои «кровные» платежи-сборы и право устанавливать их по своему усмотрению развернется не на жизнь, а на смерть.
Светлана МИХАЙЛОВА