|
|
N°225, 02 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Плата за удобства
МПС на четверть повысит цены на проезд для состоятельных граждан
ОАО «Российские железные дороги» объявило о новых тарифах на проезд в купейных вагонах и вагонах класса "люкс" в следующем году. Рост цен оказался беспрецедентным -- в среднем на 25%. Как и в этом году, пассажиров ожидает «гибкая система тарифного регулирования»: стоимость проезда будет зависеть от пассажиропотока (очень дорого перед праздниками и летом и чуть дешевле в «несезон»). Железнодорожники утверждают, что растет спрос на их услуги, а в Федеральной энергетической комиссии (она утверждает тарифы на проезд в плацкартных и общих вагонах) говорят, что только резкий рост тарифов для состоятельных граждан может ликвидировать субсидирование пассажирских перевозок грузовыми.
Уже с 1 января билеты на проезд в купейных вагонах и вагонах "люкс" подорожает на 9% по отношению к сегодняшним ценам. Получившиеся тарифы будут базовыми. Затем начнет действовать «гибкий» график, который будет вывешен на каждом вокзале. И уже с 15 января произойдет еще одно подорожание -- на 15%. Потом тарифы уже не станут ниже -- в соответствующем указании МПС записано только их увеличение. По-видимому, по аналогичному принципу будет дорожать и проезд в плацкарте и «сидячке» -- в ФЭК утверждают, что до конца этой недели сформируют график «гибкого регулирования».
Не исключено, что, резко увеличивая тарифы на проезд в купе и "люксе", МПС и руководство РЖД дают возможность заработать частным компаниям-операторам, которые пришли или придут в сектор пассажирских перевозок. Как известно, их прибыль получается в основном за счет работы на так называемых популярных направлениях -- например, Москва--Санкт-Петербург. Практически все частники (ЗАО "Окдайл", «ТрансГруппАС», Сочинская транспортная компания, региональные пригородные компании «Омск-пригород», "Алтай-пригород" и т.д.) так или иначе аффилированы как с нынешним руководством отрасли, так и с бывшим. Конкуренции на этом рынке в прямом ее понимании нет, пассажиропоток на популярных направлениях только растет, следовательно, у частников с повышением тарифов на перевозки государственной РЖД нет необходимости сохранять тарифы -- люди все равно будут вынуждены ехать. Увеличивать же тарифы частникам без аналогичных действий со стороны МПС и РЖД сейчас не резон: тогда теряется смысл реформы отрасли -- внедрение конкуренции должно приводить к снижению тарифов. А шагать в ногу с госструктурами очень даже выгодно.
Другое дело, что из-за таких шагов пострадают непопулярные направления, которых в России большинство. «Если люди перестанут ездить, то купе и СВ не будет -- это ведь законы рынка», -- говорит начальник управления регулярных железнодорожных перевозок ФЭК Павел Иванкин. Правда, он оговаривается, что при появлении негативных последствий возможна некая корректировка тарифной политики.
Нынешняя тарифная политика, при которой МПС получило право устанавливать тарифы на проезд в купе и "люксе", появилась благодаря решению МАП от 10 сентября 2000 года в порядке эксперимента. Повышение цен на проезд в вагонах повышенного класса в МАП не сочли социально значимым фактором, поскольку малообеспеченное население предпочитает путешествовать более низким классом. В МПС, у руля которого тогда еще стоял г-н Аксененко, тут же -- с 1 октября 2000 года -- на 20% повысили цены на купе и "люкс". Снижены же тарифы были только один раз -- зимой 2002 года, когда пассажиропоток упал до рекордно низкой отметки.
Однако столь резкого роста тарифов, какой запланирован на 2004 год, еще не происходило. И нельзя исключать, что этот шаг приведет к оттоку пассажиров: состоятельные люди предпочтут авиапутешествие, остальные же будут вынуждены пересесть в вагоны более низкого класса. В прибыли окажутся лишь те направления, куда самолеты не летают, а также популярные маршруты. Впрочем, в ФЭК полагают, что такого не случится: за десять месяцев этого года, сообщили в комиссии, общая наполняемость вагонов купе и "люкс" составила 75--80%.
«Перед нами поставлена задача уйти от перекрестного субсидирования, осуществляемого за счет грузоотправителей, -- поясняет г-н Иванкин. -- Да, скачок цен приличный, но другого выхода нет. Система бюджетного субсидирования постепенно сводится к нулю -- в бюджете на следующий год под эти цели заложено всего лишь 2 млрд руб. В идеале, чтобы уйти от перекрестного субсидирования, нужно повысить тарифы на проезд в плацкарте и общих вагонах минимум на 30%. Но мы не можем единовременно повысить тарифы на все пассажирские перевозки, поскольку они имеют важное социальное значение. Остается одно -- повышать цены на проезд в СВ и купе». Рост стоимости проезда в плацкартных и общих вагонах, по его словам, в среднем не превысит 12%.
Впрочем, в то, что таким способом железнодорожникам удастся погасить субсидирование, верится с трудом. В результате самостоятельного регулирования тарифов дополнительные доходы МПС в 2001--2002 гг. составили только около 1,3 млрд руб., хотя изначально г-н Аксененко планировал собрать 2 млрд руб. Тот факт, что эффект от самостоятельности железнодорожников в области тарифного регулирования пока ниже ожидаемого, признают и в ФЭК. Однако никаких изменений порядка там не предлагают.
В пресс-службах МПС и РЖД вчера оказались не способны прокомментировать тарифную политику в области пассажирских перевозок.
Яна ВИКТОРОВА