|
|
N°63, 10 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гешефт и брудершафт
Россия и Германия обсуждают сделку "инвестиции в обмен на долги"
Германский канцлер Герхард Шредер с первой минуты пребывания в России поломал протокол встречи на высшем уровне. Выйдя из самолета в петербургском аэропорту Пулково, он направился не в лимузин, а к журналистам, пообещав им, что собирается обсудить тему НТВ с Владимиром Путиным.
Подход к прессе запланирован не был. Но недаром же канцлер заявил о своем намерении "донести до российских партнеров германское представление о свободе слова". То, что произошло на аэродроме, можно расценивать как первый урок. Однако Шредер тут же оговорился: «Вопрос НТВ не будет в центре переговоров, поскольку у нас с президентом Путиным есть много важных тем для переговоров». Важнейшая из них -- задолженность России перед Германией. Россия предлагает конвертировать российские долги в инвестпроекты.
Для проработки этой тематики в 2000 году Путин и Шредер создали специальную рабочую группу. Один из ее членов, первый заместитель министра экономического развития и торговли Иван Матеров, заявил, что схема конвертации долгов разработана, согласована экспертами с двух сторон и ждет своего утверждения на высшем уровне.
Однако Россия не желает возвращать долги акциями крупнейших компаний -- "Газпрома" или ЛУКОЙЛА. Как заявил Иван Матеров агентству ИТАР-ТАСС накануне встречи Путина и Шредера: "Если бы было желание возвращать долги Парижскому клубу путем продажи на аукционе "голубых фишек", мы бы так и сделали. Мы исходили из того, что предлагаемая схема конвертации как раз будет действовать там, где такие простые действия невозможны".
По словам Матерова, есть вероятность реализации четырех инвестпроектов по схеме "инвестиции в обмен на долги". Это строительство завода по производству метанола в Архангельской области (немецкая "Феррошталь" вместе с "Газпромом"), приобретение компанией "Кнауф" завода в Пермской области, а концерном "Хипп" -- комбината детского питания в Подмосковье, покупка фирмой "ИКЕА" мебельных предприятий.
Если российским представителям в ходе петербургской встречи удастся убедить высокопоставленных немецких правительственных чиновником в том, что предложенная схема оптимальна и если она будет утверждена Путиным и Шредером, то Россия получит большие преимущества на переговорах с Парижским клубом. Эксперты считают, что его члены могли бы последовать примеру Германии и пойти на конвертацию долгов, если будет создан прецедент. Однако некоторые источники в правительстве не столь оптимистичны -- по их словам, финансовые ведомства двух стран далеки от согласования цифр.
Иван Матеров также заявил, что "Россия и Германия решили все старые вопросы о задолженности по кредитам, застрахованным фирмой "Гермес". Страховая линия "Гермеса" на сумму 5 млрд марок была открыта России под гарантии правительства в 1996 году -- страховались контракты на отгрузку в Россию технологического оборудования. Однако в 1998 году программа была заморожена, и организаторы встречи в Петербурге с российской стороны надеются вновь запустить страховую линию. Германские фирмы "будут принимать гарантии крупных банков с государственным участием -- Внешторгбанка, Внешэкономбанка и Сбербанка", сообщил Матеров.
Россия должна Германии свыше 12 млрд долларов. Кроме того, долг СССР бывшей ГДР превышает 6 млрд долларов. Вопросы урегулирования этой задолженности представители России также надеются обсудить в ходе переговоров.
А новый министр внутренних дел Борис Грызлов в понедельник и вторник проводит переговоры с федеральным министром внутренних дел Германии Отто Шили. "Надо укрепить сотрудничество между странами, чтобы поставить барьер криминалу", -- заявил г-н Грызлов. Между тем, если его ведомство не сможет предоставить нужные материалы германским полицейским, занятым сейчас крупным расследованием деятельности российских мафиози, это как раз станет еще одним барьером для инвестиций в Россию.
Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург