|
|
N°225, 02 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Депутаты сделали все, что смогли
Дума третьего созыва финишировала, подстегиваемая правительством
В минувшую пятницу Госдума третьего созыва завершила свою работу. За четыре года она управилась с 10 тысячами законопроектов, что намного превышает законодательный КПД первой и второй Думы, вместе взятых. Правда, за это же время она растеряла большую часть свой былой влиятельности, став фактически придатком к исполнительной власти.
Большинство принятых Думой законов было внесено президентом и правительством. На последнем своем заседании депутаты говорили, что рады тому, что палата стала «серьезней и дисциплинированней», что «политиканство и популизм уступил место законотворчеству». Однако через эти слова пробивается грусть по тем временам, когда Дума была колоритна и общественно значима. Когда ее заседания люди смотрели как кино, когда престижным считалось водить знакомство с депутатом и упоминания фамилий думцев на страницах СМИ не считались дурным тоном для журналиста, охотящегося ныне за самыми желанными ньюсмейкерами -- замминистрами.
Дума третьего созыва (уже при своем избрании сформированная под президента) изначально вела себя покладисто в отношении исполнительной власти. Однако явный крен от самостоятельности принятия политических решений в сторону обслуживания законодательных инициатив Кремля произошел в 2000 году. Президентом был внесен законопроект по реформе Совета Федерации. Сделав верхнюю палату номинальным органом, на следующий год Дума, вновь по инициативе президента, принялась уже за реформу самой себя. Пакет законов о выборах, в том числе законы «О политических партиях» и «О выборах депутатов Государственной думы», ограничил бурное партстроительство.
Правда, не будь над Думой жесткого контроля исполнительной власти, многие экономические законопроекты так и зависли бы в думских комитетах. Прежние два состава Госдумы развлекались тем, что по каждому пункту повестки выдвигали пять альтернативных законопроектов. Так как разработчики их были равновесны, ни один из законов не проходил. Теперь же если депутаты и выходят с параллельными правительству инициативами, то практически автоматически проходит правительственный вариант.
Во многом благодаря этой практике удалось наконец справитьс, с Земельным, Трудовым, Налоговым кодексами, с законом о купле-продаже сельхозземель. Именно при нынешнем составе Думы в Налоговом кодексе появилась презумпция невиновности налогоплательщика, был снижен подоходный налог и налог на прибыль. Судебная реформа ввела институт присяжных заседателей.
Справилась Дума даже с наследием предыдущего состава палаты, приняв наконец закон об «автогражданке» и об альтернативной гражданской службе. Под конец своей работы депутаты все же одобрили законопроект о страховании вкладов, который в течение десяти лет вносился на рассмотрение в различных вариантах. И сделали первый реальный шаг к либерализации валютного законодательства, разрешив гражданам иметь счета в загранбанках.
Прописала Дума законы, расшифровывающие нечетко прописанные в Конституции нормы взаимоотношений центра и регионов. Федеративная реформа разграничила полномочия между органами государственной власти, в том числе дала финансовые рычаги органам местного самоуправления. С трудом, но начал нынешний состав палаты ряд структурных реформ, в частности пенсионную, железнодорожную и реформу электроэнергетики.
И все же правительство недовольно темпами работы нижней палаты. Из 450 депутатов активное участие в законотворчестве принимали 180--190. Поэтому новых народных избранников ожидает сюрприз. Количество комитетов в будущей Госдуме может быть сокращено с 28 до 15--18. Как раз чтобы хватило всем "работающим".
Ирина СКЛЯРОВА