|
|
N°225, 02 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мягкая пикировка в ОБСЕ
Европейцы изучали Россию под лупой, но так и не разглядели
Для российской делегации 11-е заседание Совета министров иностранных дел Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (СМИД ОБСЕ, членами этой организации являются 55 стран), открывшееся вчера и завершающееся сегодня в голландском Маастрихте, оказалось горячим. Министр иностранных дел Игорь Иванов провел не только обычные двусторонние встречи, но и встретился с премьером Нидерландов Яном Петером Балкененде и с исполняющей обязанности президента Грузии Нино Бурджанадзе.
Как и предполагалось, грузинская тема стала одной из самых важных. Встрече Бурджанадзе с Ивановым предшествовало неоднозначное выступление и.о. президента Грузии. В контексте приверженности стамбульским решениям ОБСЕ от 1999 года Нино Бурджанадзе подчеркнула стремление Грузии к "полному и безоговорочному выполнению этих решений", включая "окончательный вывод всех военных баз из Грузии". Две российские военные базы - один из камней преткновения в отношениях Грузии и России. В Москве считают, что статус этих баз - двусторонняя проблема, а стамбульские обязательства России на этот счет носят добровольный характер, не имея обязательной юридической силы. Тбилиси, как видим, апеллирует к ОБСЕ.
Еще одна проблема, посредником в урегулировании которой выступают и Россия, и ОБСЕ, - это приднестровский конфликт. Хотя вчера российский министр заявил в Маастрихте, что этот вопрос не обсуждался, наблюдатели считают, что мимо этой темы министры пройти не могли. В любом случае, в своем выступлении г-н Иванов не обошел вниманием срыв подписания предложенного Москвой меморандума по проблеме Приднестровья (он предлагал создание в Молдавии асимметричной федерации). По мнению министра, срыв стал "результатом давления со стороны отдельных государств и организаций". Не называя напрямую ОБСЕ, он добавил: "Если мы так будем действовать и дальше, то вряд ли это будет укреплять авторитет и доверие к ОБСЕ. Скорее, наоборот".
Нарекания Москвы вызвала и деятельность ОБСЕ в контексте реализации "старейшего обязательства ОБСЕ по свободе передвижения и контактов людей": "Ситуация в этой сфере на протяжении последних лет меняется к худшему". Со своей стороны, председатель ОБСЕ голландец Яап де Хооп Схеффер, явно намекая на российскую Чечню, но тоже прямо не называя ее, заметил вчера, что борьба с терроризмом не должна вестись за счет прав человека.
Российский министр провел в Маастрихте один день, но это так и планировалось - жесткий рабочий график потребовал его присутствия в Москве.
Катерина ЛАБЕЦКАЯ, Маастрихт, Иван ГОРБУНОВ