|
|
N°225, 02 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не последние песни
Открылся фестиваль «Владимир Спиваков приглашает»
Второй московский музыкальный фестиваль под художественным руководством главы Московского Дома музыки, нового Национального филармонического оркестра России и камерного оркестра «Виртуозы Москвы» Владимира Спивакова открылся концертом с почти сенсационным участием чернокожей примадонны Джесси Норман. Отменившая несколько последних концертов из-за недавней операции, Норман спела арию Иоанны из «Орлеанской девы» Чайковского, приведя в восторг самые отдаленные углы переполненного БЗК, и «Семь последних песен» Альбана Берга, показав, что сложная хрупкая музыка может быть не менее завораживающей и доступной, чем популярный оперный материал.
Национальный филармонический немного стеснялся величественной дивы, что проявлялось в стилистике аккомпанемента. Этого не было, когда Владимир Спиваков сыграл с Норман «Утро» Рихарда Штрауса на бис.
Норман еще появится на фестивале -- 4 декабря она примет участие в изящной программе, 8 декабря споет сольную программу с репертуаром от Чайковского до Гершвина, а 7-го днем, как в прошлый приезд, даст открытую репетицию для той публики (билеты распространяются по оркестрам, театрам и музеям), что не может себе позволить дорогие концертные билеты (директор фестиваля Георгий Агеев отмечает, впрочем, что они в несколько раз дешевле, чем на концерты Хворостовского и Паваротти).
Предваряя фестиваль, Спиваков объяснял, что идеей его композиции стали едва уловимые внутренние связи между музыкой разных композиторов. Но возможно, что идея связей выйдет за рамки фестиваля, и отчетливое ощущение параллелизма возникнет, когда Норман запоет цикл Рихарда Вагнера «Пять песен на слова Матильды Везендонк», -- только что его спела в Большом театре другая вагнеровская мастерица Вальтрауд Майер.
Внутри фестиваля исполненному на открытии Альбану Бергу ответит другой -- в программе закрытия стоит Скрипичный концерт «Памяти ангела» в исполнении НФОРа, Владимира Спивакова и его высокого гостя дирижера Джеймса Конлона. Вместе они уже записали этот концерт, правда, с другим -- кельнским -- оркестром.
Еще одним важным гостем станет композитор Кшиштоф Пендерецкий -- едва ли не самый пышный и популярный из современных авторов. Оратория «Семь врат Иерусалима» прозвучит 5 декабря, а с чем она связана в программе -- сразу и не скажешь. Тем не менее поиск ассоциаций, эхо и тематических пересечений не будет таким уж сложным делом, а может, напротив, стать увлекательным: нынешний фестиваль лаконичен, и каждая его программа выверена. В бурном декабре это свойство может стать решающим в борьбе за публику.
Юлия БЕДЕРОВА