|
|
N°225, 02 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Торжество поэзии
На non/fiction раздали множество наград
Пятая ярмарка интеллектуальной литературы закончилась -- гардеробщики в ЦДХ могут перевести дыхание. Все как всегда, кабы не одно событие, заставившее по-новому взглянуть на литературный пейзаж. В воскресенье на non/fiction впервые была вручена премия «Московский счет» -- поэты нашли своих лауреатов.
«Московский счет» -- изобретение Евгения Бунимовича, поэта, школьного учителя и депутата Мосгордумы. Изобретение благородное, умное и нужное. Столичным стихотворцам был предложен список поэтических книг, выпущенных в уходящем году московскими издательствами (прописка автора не учитывалась). Отсекались от конкурса книги, изданные за счет автора. Это не вполне справедливо, ибо среди них встречаются и незаурядные работы, но неизбежно: массовая графомания позиций не сдает. Отсекались журнальные подборки, что досадней -- многие из них стоят книг и захватывают большую читательскую аудиторию. Впрочем, без «процедурных» двусмысленностей в премиальных сюжетах обойтись трудно, и совсем не ими запомнится «Московский счет». Поэты-выборщики могли отметить в списке три позиции -- в итоге среди первенствующих (удостоенных дипломов) оказались совсем не схожие Инга Кузнецова и Ирина Ермакова, Вера Павлова и Иван Ахметьев, Станислав Львовский и Юрий Кублановский... Специальной премии удостоилась Инна Лиснянская (в список попали две ее книги -- «В пригороде Содома» и капитальное избранное -- «Одинокий дар»). Победительницей стала Елена Фанайлова со сборником «Трансильвания беспокоит». Жизнь книгам Лиснянской и Фанайловой дало «О.Г.И.». Получив диплом, его главный редактор Елена Свердлова справедливо заметила, что «поэтическая» стратегия издательства оказалась состоятельной благодаря Михаилу Айзенбергу -- куратору соответствующей серии, замечательному поэту, человеку, наделенному особым даром чуткости к работам коллег.
Двумя днями раньше Михаил Айзенберг стал лауреатом премии Андрея Белого -- за большую (и чудесную) подборку «В метре от нас» («Знамя» №3). В номинации «гуманитарные исследования» эта легендарная (и не устающая свой андерграундный миф акцентировать) премия досталась академику Владимиру Топорову, чей могучий том «Петербургский текст русской литературы» выпущен издательством «Искусство -- СПб.». Надо заметить, что работы Топорова строятся во многом по законам поэзии: их фундаментальность вырастает из артистичной игры ассоциаций, повторы причудливо варьирующихся интеллектуальных конструкций хочется сравнить с рифмами («точными» и «неточными»), а узнаваемость авторского голоса и отсылы к личному «экзистенциальному» опыту придают «топоровскому тексту» приметный лиризм. «За особые заслуги в развитии русской литературы» увенчан Андрей Монастырский -- это понятное коронование могло бы случиться и раньше. (Или позже.) Что же до лауреата-прозаика, молодой Маргариты Меклиной, то, аттестуя ее сборник «Сражение под Петербургом» (М., «НЛО», серия Soft Wave), тянет перефразировать пушкинскую эпиграмму: что если это стихи, да и дурные? Пушкин, как известно, ошибся: белый бесцезурный пятистопный ямб (метр «Тленности» Жуковского, над которой измывался младший собрат) оказался нужным русской поэзии -- этим размером сам Пушкин написал «Вновь я посетил...». Хорошо бы ошибиться и мне: пока манерные опыты Меклиной (постоянные взаимоперетекания «текста» и «жизни», «умышленный» синтаксис, восторг от «вкусных» деталей) впечатляет не слишком, но ориентация на стих здесь очевидна.
Не обошлось без стихов и в совместных наградах посольства Франции, журнала «Иностранная литература», газет «Книжное обозрение» и «Ex libris НГ». Премию имени Ваксмахера получил поэт Михаил Яснов за переложение Аполлинера («Гниющий чародей. Убиенный поэт» -- СПб., Издательство Ивана Лимбаха), премию имени Леруа-Бойе -- Елена Гречаная за монографию «Литературное взаимодействие России и Франции в религиозном контексте эпохи» (М., ИМЛИ РАН) -- здесь, как и в других работах Гречаной, поэзии уделено много внимания.
Значит ли все это, что поэзия нынче берет верх над прозой? (Напомню, что солженицынскую премию 2003 года разделили Ольга Седакова и Юрий Кублановский.) Думаю, что да. Несмотря на постоянный плач о сужении поэтической аудитории и издательские трудности, которые, однако, преодолеваются теми, для кого стихи остаются воздухом. Премии премиями, но не менее важно, что «НЛО» продолжает серии поэтов-лауреатов и соискателей премии Андрея Белого (только что изданы сборники Марии Степановой, Дмитрия Голынко, Сергея Круглова и Сергея Тимофеева, на выходе «Мелика» Сергея Завьялова) и поэтов диаспоры (книги Шамшада Абдуллаева, Сергея Магида, Андрея Полякова), что «Пушкинский фонд» выпустил «Фифиа» Олега Чухонцева и наиболее полное собрание стихов безвременно ушедшего Бориса Рыжего, что во «Времени» появилась избранное Ларисы Миллер...
Что же до наград, то дерзну на пророчество. Почти уверен, что премия Аполлона Григорьева за 2003 год придет к поэту. К какому -- не знаю: перебираю кандидатуры, дабы выполнить номинаторский долг, и тоскую, потому что назвать можно одно имя. А не три, как мне бы хотелось.
Андрей НЕМЗЕР