|
|
N°224, 01 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Хрестоматийная Россия
Отечественная академическая историография заботится о новом имидже
В минувшую субботу в клубе «Монолит» в рамках общественного марафона «Да будет мир!» Институт российской истории РАН, издательский дом «Магистр-Пресс», финансовая корпорация «НИКойл» презентовали VIII том Всемирной энциклопедии ЮНЕСКО «История человечества». Вообще-то событие это государственной важности. Том посвящен истории России и подготовлен академиками РАН А.Н. Сахаровым, А.Н. Бохановым и В.А. Шестаковым при покровительстве правительственных чиновников (министра иностранных дел Игоря Иванова) и генерального директора ЮНЕСКО Коитира Мацууро. Колоссальная, 700-страничная книжища в алом переплете -- первый опыт создания нового идеологического имиджа российской историографии. К чести уважаемых академиков, авторов тома, имидж получился вполне либеральным. В библиографии, например, вместо традиционных до недавнего времени материалов съездов ЦК КПСС обнаруживаем ссылки на книги Н. Бердяева, В. Буковского, Е. Гайдара, А. Сахарова... Уникальным для подобного рода отечественных изданий является и раздел, посвященный русской эмиграции. Включено три десятка оксфордских и кембриджских изданий по русской истории. Исправился к лучшему и стиль повествования: событийная канва дана эмоционально, живенько, с некоторыми вполне уместными лирическими отступлениями (видать, исторические телециклы Леонида Парфенова пользуются популярностью и в академических кругах). Самым слабым звеном повествования традиционно является «Культура и искусство». В отличие от того же Леонида Парфенова (следовавшего, к слову, заветам Юрия Лотмана и избравшего «культуру» неким камертоном своего телетекста) академики РАН об искусстве написали по доброму и старому «остаточному» принципу. Дежурные слова о стилях и процессах, реестр имен через запятую, клишированные выводы (мало чем отличающиеся от советских учебников)...
Обидно. Остается надеяться, что продолжение разговора о российской истории в формате хрестоматии будет еще более полифоничным.
Сергей ХАЧАТУРОВ