Время новостей
     N°224, 01 декабря 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.12.2003
Электрические "недоделки"
Свободные торги показывают искусственные цены
Первый месяц торговли электроэнергией на площадке Администратора торговой системы показал, что 1 кВт ч может в России стоить от 25,8 до 27,3 копейки при оптовых закупках. И хотя денежный оборот на этом рынке вырос примерно в полтора раза, количество участников торгов так и не изменилось -- их 13, причем «Свердловэнерго» умудряется выступать как в роли продавца, так и в роли покупателя, и это обстоятельство позволяет организаторам продаж говорить о 14 участниках. Тем не менее эксперты рынка, как и месяц назад, уверены, что начавшиеся торги больше похожи на искусственные, поскольку при повышении цены покупатели могут спокойно уйти на регулируемый государством Федеральный оптовый рынок электроэнергии и мощности (ФОРЭМ).

Объем конкурентного сектора электроэнергетического рынка ежедневно составляет 15--20 млн кВт ч, это около 2% от общего количества производимой энергии. Средняя цена в начале ноября росла (видимо, повлияли кратковременные холода), а во второй половине месяца практически стабилизировалась около отметки 26 коп. за кВт ч (см. график). При этом на ФОРЭМ средняя цена составляет 39 коп. за кВт ч, а средняя цена для тепловых электростанций (именно они составляют большинство поставщиков электричества на рынок) -- 51 коп. Ежедневный оборот в начале месяца составлял около 9 млн руб., а в последние дни прошлой недели он достиг отметки в 13,8 млн руб. (около 3% от общей стоимости продаваемой в России электроэнергии).

«Главное -- начали торговать, -- говорит глава комитета по стратегии и реформированию при совете директоров РАО «ЕЭС России» Дэвид Херн. -- Понятно, что первое время будут какие-либо недоделки, но в целом это шаг вперед (в реформировании электроэнергетики. -- Ред.)». Очевидно, продолжает г-н Херн, что "никто не будет покупать электричество на рынке, если оно там стоит больше, чем на ФОРЭМ». Тем не менее он полагает, что на конкурентном рынке складывается цена, которую можно назвать рыночной: «Если есть те, кто готов предложить электроэнергию, и те, кто готов ее купить, и они без какого-либо насилия (по крайней мере, покупатели) между собой торгуются, то это и есть рынок».

С г-ном Херном не согласен директор Prosperity Capital Management, член совета директоров РАО прошлого созыва Александр Бранис. По его мнению, столь маленький рынок «по определению не может быть индикатором» цены, которая сложится после полной либерализации электроэнергетики. «Более того, -- утверждает он, -- мне специалисты говорили, что правила, по которым сейчас работает этот рынок, не имеют абсолютно ничего общего с теми правилами, которые разрабатываются и будут утверждены для работы после реформы, -- сейчас абсолютно все искусственно, и прежде всего цена».

О том, что РАО как компания, контролирующая всех продавцов энергии в конкурентном секторе рынка и почти всех покупателей, имеет административные рычаги для установления нужной команде Анатолия Чубайса цены, г-н Бранис говорил еще месяц назад. Сейчас он называет коррупцией отдельные методы сдерживания цен. В частности, тот, по которому осуществляются поставки электричества «Газпрому». Речь идет о соглашении, подписанном в конце октября зампредами правления РАО и «Газпрома» Михаилом Абызовым и Александром Рязановым и утвержденном Анатолием Чубайсом и Алексеем Миллером. Стороны договорились в четвертом квартале этого года поставить на две электростанции -- Невинномысскую и Пермскую ГРЭС -- дополнительный объем дешевого газа. Далее схема выглядит так: электростанции вырабатывают дополнительный объем дешевой энергии, продают его на конкурентном рынке компании «Русэнергосбыт», дочерней структуре «ЕСН-Энерго» (созданной предпринимателем Григорием Березкиным), а «Русэнергосбыт», в свою очередь, поставляет эту энергию предприятиям «Газпрома», которые до сих пор не имеют прямого выхода на рынок. Получается, что все довольны: РАО сумело загрузить электростанции, «Газпром» -- купить электричество значительно дешевле, чем у дочерних региональных энергокомпаний, структура г-на Березкина заработала прибыль на перепродаже, а на конкурентном рынке сложилась низкая цена.

Г-н Бранис полагает, что такая ситуация вредит как «Газпрому», так и РАО, ведь «если две хорошо развитые организации работают через посредника, то у него, естественно, что-то оседает». Для РАО, полагает г-н Бранис, было бы выгоднее не менять ситуацию и продолжать поставки предприятиям «Газпрома» через региональные энергокомпании. Источник в одной из этих компаний, знакомый с соглашением, заявил газете «Время новостей», что по сути такая схема поставок является «толлингом через электростанции, и это, наверно, плохо».

На вопрос о том, от каких факторов будет в дальнейшем зависеть цена в конкурентной части энергорынка, опрошенные газетой «Время новостей» эксперты ответили по-разному. Г-н Херн, например, считает, что основополагающим фактором будут цены на топливо и общий спрос, который сейчас зависит прежде всего от погоды. Г-н Бранис полагает, что на этом «псевдорынке» и в дальнейшем «будет происходить сговор между покупателями и продавцами», а потому прогнозировать цену невозможно. А представитель одной из региональных компаний, участвующей в торгах, предрекает увеличение цены с 1 января примерно на 10--12% (в связи с ростом цен на ФОРЭМ) при неизменном числе участников торгов и обороте рынка.

Николай ГОРЕЛОВ