|
|
N°224, 01 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Шило на мыло
Администрация Джорджа Буша отменит импортные пошлины на сталь, но введет альтернативные ограничения
Президент США Джордж Буш объявит об отмене дополнительных 30-процентных таможенных пошлин на сталь уже в ближайшие дни, сообщило в конце минувшей недели со ссылкой на источники в конгрессе и американской сталелитейной промышленности агентство Reuters. Сегодня должно было состоятся подписание окончательного постановления торговых партнеров США, вводящего против американцев режим торговой блокады. Однако, как говорится в распространенном в пятницу заявлении Всемирной торговой организации, ЕС, Япония и союзники предоставили Штатам дополнительные десять дней для принятия решения об отмене пошлин. Тем не менее источники в Белом Доме считают, что одновременно американская администрация сумеет найти некую альтернативу пошлинам и будет медлить с ее введением.
Как известно, 10 ноября Всемирная торговая организация подтвердила свое прежнее решение, окончательно объявив введенные США в марте 2002 года пошлины на импорт стали (до 30% на три года) нарушением международного торгового законодательства. В случае отказа выполнить предписания ВТО страны ЕС пообещали Вашингтону ввести 100-процентные пошлины на некоторые производимые в Америке товары (например, на мотоциклы Harley Davidson, текстиль, обувь, фрукты, овощи) общей стоимостью 2 млрд долл. Потери американских экспортеров от этой меры эксперты оценили в 6 млрд долл. ежегодно. Размер же ущерба от американского протекционизма, например, японское правительство в минувшую среду оценило в 85 млн долл., это примерно 30% от стоимости импортируемых из США товаров (текстиль и изделия из пластика), на которые Япония собирается ввести дополнительные пошлины.
В администрации США сначала были крайне раздражены вердиктом ВТО. «Мы не согласны с общими заключениями апелляционного органа ВТО, мы внимательно изучим доклад», -- озвучил позицию Белого Дома торговый представитель США в ЕС, глава департамента международной торговли в министерстве торговли США Роберт Золлик. Джордж Буш что-либо определенного по этому вопросу не сказал и лишь, будучи в гостях у Тони Блэра, который убеждал его отменить пошлины, скупо обронил, что в свое время примет «обоснованное решение». Но для кого именно оно будет обосновано, президент не пояснил.
Тем временем именно необходимость сохранить баланс противоположных интересов является причиной колебаний администрации США: на кабинет оказывают давление с одной стороны международные торговые партнеры, угрожающие торговой войной, а с другой -- свои же отраслевые лоббисты, благодаря которым и появились пошлины, устранившие с рынка более дешевую сталь конкурентов. После признания пошлин незаконными представители крупнейших сталелитейных компаний Америки -- Nucor, U.S.Steel, International Steel Group -- продолжили публично настаивать на их сохранении, а «стальное лобби» стало склонять администрацию к компромиссному решению, подразумевающему сокращение срока действия пошлин и снижение их уровня. При этом о полной отмене речи не шло, поскольку накануне президентских выборов (они состоятся через год) устранение защитных мер могло бы подорвать позиции республиканцев в ключевых для них штатах -- Пенсильвании и Огайо.
Евросоюз тем временем отвергает возможность компромисса с США и ждет полной отмены пошлин, что подтверждают цитируемые иностранными СМИ заявления пресс-секретаря ЕС по вопросам торговли Аранчи Гонсалеса.
В США, судя по всему, все же осознали угрозу своему присутствию на европейских и других товарных рынках. Неделю назад в Брюсселе заместитель министра торговли США Грант Алдонас официально дал понять, что Белый Дом пойдет на отмену пошлин. «Мы должны уважать решения ВТО, -- заявил он. -- Президент всегда придерживался мнения, что США должны выполнять принятые на себя обязательства».
Впрочем, сообщает Metal Bulletin, источники в правительстве США утверждают, что, согласившись на отмену пошлин, Белый Дом одновременно введет альтернативные методы ограничения импорта. Например, нечто подобное системе лицензирования, которую применяет ЕС в отношении стальной продукции из стран СНГ. Вопрос лишь в том, как отреагирует на такое решение Евросоюз.
Яна ВИКТОРОВА