Время новостей
     N°118, 05 сентября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.09.2000
"Помощь Баку голодающей России"
В Московском центре искусств проходит выставка "Три огня"
Оказывается, в Москве проживает около миллиона "лиц азербайджанской национальности". Многих на днях можно было встретить в Московском центре искусств на вернисаже выставки "Три огня (Баку в изобразительном искусстве XIX--XX веков)". Благодаря усилиям куратора МЦИ Марины Лошак освоение спонсорского бюджета -- в роли инициатора экспозиции и благодетеля выступила инвестиционная банковская группа "НИКойл" -- обернулось полноценным художественным событием.

В МЦИ уже воссоздавались Тифлис и Париж первых десятилетий нашего века. Теперь подошла очередь Баку, в гербе которого запечатлены три языка пламени (отсюда и название выставки). Первое впечатление -- этнографические особенности бакинского пейзажа, дополненного вечными приметами нефтепромысла -- вышками и трубами. Большие холсты, написанные в стилистике советского "сурового стиля" 60-х годов, смотрятся непривычно в стенах, больше знакомых с камерной графикой. Портреты нефтяников Каспия, "Красные трубы", "Бухта Ильича", "Нефтяные просторы". Самый известный автор -- Таир Салахов. Но искусство хрущевской оттепели и несколько вещей начала 70-х экспозицию скорее завершают: проходя в глубь залов, зритель движется как бы вспять. Чем старше работы, тем более заметен интерес художников не только к литературным сюжетам их картин, но и к "формальным" задачам изобразительного искусства: цвету, ритму линий, живописной фактуре. На закате своей творческой карьеры бакинские нефтяные вышки успели запечатлеть и мирискусник Константин Богаевский, и сезаннист-бубнововалетчик Александр Куприн, и многие другие художники из числа тех, чьему живописному дарованию был противопоказан пафос "освобожденного труда в советской республике". Впрочем, кризисных работ в экспозиции нет, мэтры представлены очень достойно: на предложение поучаствовать в выставке откликнулись питерский Русский музей и столичные ГМИИ и Третьяковка. Помимо них и еще трех московских музеев (Владимира Маяковского, Политехнический и Музей Востока) в проекте задействована далекая от Баку Новосибирская картинная галерея.

Неожиданной оказывается завершающая часть экспозиции. Один из основоположников акмеизма поэт Сергей Городецкий обильно представлен акварелями и эскизами плакатов, выполненными в его бытность заведующим художественным отделом Баккавроста (аналог российских Окон РОСТА) -- на эту должность он был назначен весной 1920 года, когда в Баку вошла Красная армия. Под его руководством трудились азербайджанские и русские художники (их работы помещены тут же), но поэт и сам охотно брался за кисть: в редакции журнала "Наше наследие" в единственном экземпляре сохранились композиции "Приветствие 11-й армии", "Памяти погибших борцов революции", серия "Помощь Баку голодающей России". Особенно актуален ее первый лист. Примерно так выглядят пока отношения российского искусства со спонсорами. Захотят -- пройдут мимо, захотят -- протянут руку и дадут денег на выставку и роскошный каталог. А всем журналистам подарят авторучки.

Выставка в Московском центре искусств (ул. Неглинная, 14) открыта до 11 сентября

Сергей САФОНОВ