|
|
N°224, 01 декабря 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ашхабад оставил российских дипломатов с нотами
Дума пригрозила Ниязову санкциями ООН
«МИД России рассматривает возможность принятия адекватных мер» по отношению к туркменскому посольству в Москве. Такое заявление сделал замминистра иностранных дел Алексей Федотов в конце прошлой недели на слушаниях в Думе, посвященных ситуации с соблюдением прав человека в Туркмении. Эти слова высокопоставленного дипломата стали сенсацией. Г-н Федотов вынужден был объявить о намерении МИДа, отвечая на упреки в пассивности российского посольства в Ашхабаде по защите своих соотечественников, проживающих в Туркмении.
Замглавы МИДа сослался на «специфические затруднения, мешающие работе российских дипломатов в Ашхабаде». Выяснилось, что они «лишены каких-либо каналов связи с руководителями туркменских ведомств», кроме министра иностранных дел Рашида Мередова. Но и туркменский МИД «оставил без ответа около 200 нот, направленных ему российским посольством, в том числе, по правозащитным вопросам», сообщил Алексей Федотов.
Подобные откровения прозвучали в его выступлении в конце заседания. Открывая же слушания, он произнес дипломатично аккуратную речь, дав понять, что именно туркменская сторона блокирует проведение следующего раунда работы двухсторонней комиссии. Эта комиссия была учреждена президентами России и Туркмении для решения вопросов, связанных с односторонним выходом Ашхабада из соглашения о двойном гражданстве. Алексей Федотов сообщил, что последний запрос послу Туркмении в Москве Халназару Агаханову МИД России сделал по этому поводу 17 ноября, и он, как и предыдущие, остался без ответа. В ходе слушаний г-ну Федотову пришлось выслушать многочисленные свидетельства людей, в том числе спасшихся бегством из Туркмении российских граждан, о тех притеснениях, которым они подвергались со стороны туркменских властей.
Как и на предыдущих «туркменских» слушаниях в Думе, выступал Леонид Комаровский, гражданин США и России, проведший в ниязовской тюрьме в этом году пять месяцев. Он назвал имена российских граждан, сидевших вместе с ним, некоторых из них там замучили до смерти. И ни к кому не допустили российского консула. Впрочем, неизвестно, были ли соответствующие обращения российского консульства. Но доподлинно известно, что российские дипломаты трижды безуспешно пытались получить доступ к отбывающему пожизненное заключение бывшему министру иностранных дел Туркмении Борису Шихмурадову, имеющему российское гражданство, что подтверждено в Москве официально.
Выступил на слушаниях и редактор центральноазиатских программ радио «Немецкая волна» Виталий Волков. Он представил свидетельства очевидцев не только об издевательствах над российскими гражданами в Туркмении, но и о причастности официального Ашхабада к транзиту наркотиков через Туркмению в Россию. Показания г-на Волкова произвели настолько сильное впечатление на замминистра иностранных дел России, что по окончании слушаний он попросил немецкого журналиста впредь снабжать получаемыми им сведениями также и российский МИД.
Итогом слушаний, инициированных комитетом по международным делам Думы, стали рекомендации российскому правительству с изложением мер, которые оно должно принять по отношению к властям Туркмении. Среди них требования «немедленного доступа официальных российских представителей к российским гражданам, находящимся в заключении...», «отмены решения о необходимости получения выездной визы в туркменских паспортах лиц, имеющих двойное гражданство, в случае их временного выезда из Туркмении». Дума потребовала «инициировать направление в Туркмению специальной миссии ОБСЕ по установлению фактов, вызывающих озабоченность международного сообщества». В случае же «отказа туркменской стороны от сотрудничества» предполагается «обеспечить проведение линии на международную политическую и экономическую изоляцию режима С. Ниязова, включающую внесение туркменского досье в повестку дня Совбеза ООН с последующим принятием резолюции, предусматривающей целевые санкции в отношении С. Ниязова и его ближайшего окружения».
Отвечая на вопрос газеты «Время новостей», Алексей Федотов подтвердил, что координация действий его ведомства с ОБСЕ и ООН полностью соответствует позиции России, проголосовавшей 24 ноября за резолюцию Генассамблеи ООН, в которой выражена «серьезная озабоченность продолжающимися нарушениями прав человека в Туркмении». Правда, г-н Федотов посчитал, что излишне на этом этапе говорить о санкциях против режима Ниязова. Однако председатель думского комитета по международным делам Дмитрий Рогозин заметил на это, что «таково мнение законодательной власти» России.
Аркадий ДУБНОВ