|
|
N°63, 10 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Турнир фаворитов
Галерея Александра Шилова неудержимо расширяется
Облик Боровицкой площади в ближайшее время радикально изменится. Слева от Пашкова дома, если стоять к нему лицом, появится четырехэтажный дворец в стиле итальянского барокко с мраморными колоннами и акротериями на углах. В нем разместятся новые залы Государственной московской галереи народного художника СССР Александра Шилова. Автор проекта -- главный архитектор центра Москвы, директор «Моспроекта-2» (учреждение, которое занимается проектированием в пределах исторического ядра города) Михаил Посохин. Комментирует ситуацию член президиума Экспертно-консультативного совета при главном архитекторе Москвы Алексей КЛИМЕНКО.
Эскизное предложение Михаила Посохина было одобрено на закрытом совещании в мэрии 29 декабря прошлого года . Его поддержали и префект Центрального административного округа Геннадий Дегтев, и главный архитектор города Александр Кузьмин, и начальник управления по охране памятников Виктор Булочников, и, разумеется, сам Юрий Лужков. При этом была нарушена процедура: в порядке, установленном законом, проект (а не эскиз!) сначала должен быть рассмотрен многочисленными экспертными и градостроительными советами и лишь потом представлен мэру. Теперь же, чтобы начать строительство, осталось только получить одобрение так называемого общественного совета при мэре Москвы, состоящего из ряда приближенных к градоначальнику лиц и архитекторов разной квалификации. В него входят, в частности, Владимир Ресин, вице-премьер и главный московский строитель; Василий Мороз, возглавляющий Моспромстрой; Зураб Церетели и тот же самый Посохин.
Место отнюдь не случайное -- любой выходящий или выезжающий из Боровицких ворот увидит, кто у нас Первый на Руси художник. Новый дворец будет построен вплотную к зданию на Знаменке, где сегодня «ютится» галерея Шилова. Этот дом -- первой половины XIX века; его построил для себя архитектор Евграф Тюрин, создатель Богоявленского собора в Елохове, выкупив для усадьбы и участок земли. В свое время мэр отвалил любимому художнику не только усадьбу архитектора, но еще и ряд территорий по соседству -- на развитие. Шилов подарком распорядился по-хозяйски: привлеченный инвестор строит в глубине квартала вдоль Знаменки многоэтажные коммерческие строения (жилье, офисы и проч.) -- чтобы оправдать затраты на дворец-галерею. Имя этого инвестора известно каждому россиянину -- экс-вице-премьер Олег Иванович Лобов, прославившийся тем, что привел к нам «Аум Сенрике». Теперь Лобов возглавляет коммерческую структуру под названием «Тверская-Финанс Б.В.». Может ли наш мэр отказать такому инвестору? Тем более что и он, и его советники по культуре убеждены: очередь страждущих приобщиться к Истинному Искусству Шилова никогда не иссякнет.
Желание Александра Максовича Шилова расширить свой музей понять легко. Хотя в налоговых документах он и называет себя весьма скромно -- «художник конфетных коробок», -- но принять участие в соревновании трех любимцев власти (конкуренты -- Илья Глазунов и Зураб Церетели) ему все же очень хочется. А в этом соревновании он пока проигрывает по всем статьям.
Любимец Ельцина и Пал Палыча Бородина Илья Глазунов -- художественный руководитель реконструкции Кремля; своими шедеврами он скорректировал не слишком художественные работы Матвея Казакова (Сенат) и Константина Тона (Большой Кремлевский дворец). А еще власть ему построила дачу в верховьях Москвы-реки и дворец близ посольства США, отгрохала Российскую академию живописи, ваяния и зодчества в двух точках исторического центра Москвы -- в Столешниковом переулке и на Мясницкой. Теперь строят огромную галерею Глазунова на Волхонке -- прямо напротив Пушкинского музея.
Шедевры любимца Лужкова Зураба Церетели в Кремль, правда, пока не попали, но окружили его и с запада (памятник Петру, храм Христа Спасителя), и с севера (торговый комплекс «Охотный ряд»). Для своей Российской академии художеств он отхватил в частную собственность казаковский Дом Губина на Петровке и дворец Долгоруких на Пречистенке. Надо ли говорить, что кроме этого мэрия постоянно поддерживает его крупными заказами.
И только Шилов до сих пор довольствовался стареньким домом на Знаменке, на торце которого со стороны Кремля вывешен временный плакат с автопортретом мэтра. Эффектным, конечно, но недостаточно вечным. Обидно. Чем он хуже коллег?
Конечно, ничем. Проблема только в том, что на месте будущего дворца Шилова сейчас стоит небольшой двухэтажный домик в стиле ампир. Именно с него сегодня и начинается Знаменка -- именно он как камертон определяет масштаб и характер улицы. Особняк построен для причта пятиглавой церкви Николы Стрелецкого, занимавшей возвышение на углу Знаменки и Волхонки. Место известное, много раз запечатленное живописцами и рисовальщиками. Церковь снесли при коммунистах. Домик причта, видимо, снесут при капиталистах. От исторической Боровицкой площади останется только Пашков дом, которому предстоит теперь конкурировать с посохинским шедевром.
|