|
|
N°223, 28 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Опасные связи с россиянами
Паксас хочет остаться президентом
Президент Литвы Роландас Паксас отказался публично отвечать на вопросы комиссии сейма, расследующей дело, прозванное газетчиками «паксогейт». Речь идет о скандале, который начался с подачи департамента госбезопасности (ДГБ) Литвы. ДГБ обвинил литовского лидера и его окружение в связях с российской мафией, а также в том, что президентскую кампанию Паксаса финансировал российский бизнесмен Юрий Борисов. После победы Паксаса на выборах Борисов якобы давил на главу государства, чтобы взять под свой контроль стратегически важные предприятия Литвы.
Свой отказ явиться в парламент Паксас объяснил тем, что он не хочет "создавать прецедент для будущих президентов Литвы". В этом его поддержал премьер и бывший президент Альгирдас Бразаускас, который считает, что такая процедура принизила бы авторитет института президентства. В то же время Паксас "готов ответить на вопросы в письменной форме и зачитать ответы по радио и телевидению". Все неделю президент разъезжал по стране и встречался с народом.
Комиссия работала в открытом режиме, ее заседания транслировались по телевидению в прямом эфире. За две недели в качестве свидетелей заслушаны более двух десятков должностных лиц, в том числе министр иностранных дел, директор ДГБ, генеральный комиссар полиции, начальник погранслужбы и советники президента. До 1 декабря члены комиссии должны представить свои заключения, на основании которых сейм решит, достаточно ли собранного компромата для начала процедуры импичмента президента.
Параллельно ведет работу и генпрокуратура, которая опросила, среди прочих, и самого президента, и бизнесмена Борисова. Однако прокуратура информацией не делится. Известно лишь, что следствие углубилось в дела литовского предприятия Avia Baltika: не поставляло ли оно военную технику в страны из «террористического» списка? Однако в достоверности очередных порций информации, кажется, уже сомневаются даже те, кто их публикует. Так, появился текст некоего договора, по которому президент в случае невыполнения определенных условий должен был выплатить спонсорам «неустойку» в размере 18 млн долл. Были в прессе и материалы о том, что избирательную кампанию Паксаса через Борисова финансировали якобы ЛУКОЙЛ и РАО «ЕЭС».
Создается впечатление, что Борисов -- единственный источник компромата. Опросы остальных свидетелей ничего серьезного не дали. Прогнозы относительно импичмента стали осторожнее. Мнение самого Паксаса -- скандал сойдет на нет. По словам президента, с Россией его связывает разве что имя бывшего пресс-атташе Росвальдаса Горбачеваса. В радиоинтервью на вопрос, почему он не отделяет себя от Борисова, президент ответил встречным вопросом: «А почему я должен отказываться от своей дочери, которая однажды оказалась в плохой компании, или от собаки, в которую бросили камень?» Паксас добавил тем не менее, что с Борисовым не общался несколько месяцев.
В разгар скандала выяснилось, что литовское законодательство не предусматривает варианта добровольного ухода президента. Чтобы срочно залатать эту брешь, сейм принял соответствующие дополнения к закону о президенте, и Паксас уже их подписал. Теперь если президент уйдет, не дожидаясь импичмента, ему сохранят социальные гарантии. В случае отставки президент вернется в авиацию. Но пока менять род занятий Паксас не намерен.
Владимир СКРИПОВ, Вильнюс