|
|
N°223, 28 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Газпром» опять решил идти на Ямал
Освоение газовых месторождений полуострова Ямал остается главным стратегическим приоритетом «Газпрома» -- к такому выводу пришло правление концерна на вчерашнем заседании, посвященном обсуждению концепции работ на шельфе. Таким образом, «производственники» «Газпрома» одержали очередную промежуточную победу над «сбытовиками». Правда, «проигравшие» еще могут взять реванш. Окончательное решение о вводе первого ямальского месторождения -- Бованенковского с запасами 3,47 трлн кубометров газа -- планируется принять через год. За это время должно быть подготовлено обоснование инвестиций, которые до сегодняшнего дня оценивались на фантастическом уровне -- свыше 40 млрд долл. с учетом строительства газотранспортной инфраструктуры. На заседании правления были даны поручения максимально оптимизировать затраты за счет внедрения новых технологических решений. Кроме того, как стало известно газете «Время новостей», уже начались переговоры с российскими нефтяными компаниями о создании консорциума для транспортировки газа с Ямала. Среди потенциальных участников эксперты называют «Роснефть», ЛУКОЙЛ и «Сургутнефтегаз».
С докладом на заседании правления выступал гендиректор ВНИИГАЗа Рудольф Тер-Саркисов. По словам представителя «Газпрома», правление окончательно решило идти на Ямал, однако дата ввода Бованенковского месторождения будет определена в декабре 2004 года. Вместе с тем очевидно, что разработка начнется не ранее 2008 года, когда у «Газпрома» обозначится дефицит (на уровне 22 млрд кубометров) собственной добычи из-за истощения основных месторождений. Если не появится ямальский газ, то к 2010 году дефицит вырастет до 42 млрд, а в 2015 году составит 128 млрд кубометров. «Сбытовики» считали, что с дорогостоящей программой освоения полуострова следует подождать. А до того использовать относительно дешевый туркменский газ (законтрактованный «Газпромом» до 2028 года). Однако «добытчики» смогли убедить руководство концерна, что полагаться исключительно на среднеазиатские ресурсы было бы неправильно с точки зрения безопасности. Тем более что Туркменбаши никогда не был надежным контрагентом. Поэтому и был найден компромисс: «В течение года тщательно считаем, параллельно ведем подготовительные работы на самом месторождение -- под это уже заложены определенные финансовые ресурсы в инвестиционной программе, -- говорит представитель «Газпрома», -- а затем принимаем решение о дате ввода в эксплуатацию».
Но главная проблема -- это строительство транспортной системы, на которую приходится львиная доля капвложений. Как сообщил газете «Время новостей» источник в нефтяных кругах, «Газпром» сейчас ведет переговоры с российскими нефтяными компаниями о создании консорциума по строительству системы транспорта газа с Ямала. Разговор идет с ЛУКОЙЛОМ, «Роснефтью» и «Сургутнефтегазом». Длина трубопровода с Ямала до Торжка составляет около 2,5 тыс. км. Примерно 1100 км до Ухты предполагается построить в четыре нитки с повышенным давлением в 120 атмосфер, а остальной путь -- в восемь ниток с давлением 75 атмосфер. Именно строительство первого участка является предметом переговоров с нефтяными компаниями. По предварительным оценкам, общая стоимость газопровода до Торжка должна составить около 19,1 млрд долл. Если бы по всему маршруту строились восемь ниток, это обошлось бы на 20% дороже -- 24,85 млрд долларов.
Алексей ГРИВАЧ