|
|
N°223, 28 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Моряк - с печки бряк
«Хозяин морей» на московских экранах
В августе 1805 года, в самый разгар наполеоновских войн, фрегат Ее Величества королевы под названием «Неожиданный» (в оригинале -- попросту Surprise) бороздит воды сразу двух мировых океанов на краю земли, который, как известно, располагается где-то в районе мыса Горн. «Неожиданный» вступает в долгую и неравную схватку с французским кораблем «Ахерон», который во много раз превосходит английское судно по вооружению, технической оснащенности и прочности бортов. В конце концов отважному капитану «Неожиданного» Джеку Обри (Рассел Кроу) при помощи своей верной команды и лучшего друга, корабельного хирурга Стивена Мечьюрина (Ричард Стро), все-таки удается перехитрить французов и выйти победителем. Доказать коротышке в треуголке, кто на самом деле является хозяином морей.
Рассуждая о новом фильме Питера Уира «Хозяин морей: На краю земли», любой отечественный рецензент попадает в положение своего гипотетического собрата из-за океана, которому по стечению обстоятельств выпала честь писать об экранизации «Капитана Врунгеля». Ибо «Хозяин морей» -- картина для определенного (и весьма внушительного) количества зрителей заведомо культовая. Фильм снят по десятому (из двадцати) роману о приключениях Обри и Мечьюрина ирландского писателя Патрика О'Брайана. Первый роман вышел в конце шестидесятых и обеспечил писателя работой на всю оставшуюся жизнь: фанаты требовали все новых и новых приключений, да побольше. Так что рано или поздно поклонники О'Брайана и его героев дождались бы экранизации. В этом ноябре их мечта сбылась -- теперь они могут смотреть «Хозяина морей» по 25 раз, дотошно отмечая сходства и различия с оригиналом.
За фанатов, конечно, радостно, но всем остальным можно, пожалуй, и посочувствовать. «Хозяин морей» -- не «Пираты Карибского моря»: шагающих по морскому дну веселых скелетов нет и в помине, вместо них публику потчуют весьма красочными, долгими и тяжелыми сценами ампутаций конечностей. А вместо декадентского и расфокусированного капитана Джека по прозвищу Воробей на мостике стоит человек с симпатичным круглым лицом, похожим на печатный пряник, -- капитан Джек по прозвищу Счастливчик. И пока поклонники с замиранием сердца ждут, когда же наконец Обри произнесет один-единственный раз неприличное английское ругательство из четырех букв (в романах это слово повторялось один раз на книгу), или радостным улюлюканьем приветствуют появление на экране корабельных пушек «Неожиданного», каждая из которых имеет свое личное имя, непосвященным остается только ерзать и вздыхать. Потому что не читавшим ни одной книги серии (на русский О'Брайана не переводили) смотреть фильм попросту неинтересно. Двадцать минут поднимания-опускания парусов и развертывания снастей с невыговариваемыми без доброй порции рома названиями еще как-то будоражат и вызывают воспоминания о босоногом детстве, районном клубе юных моряков и склеиваемой в часы досуга модели корабля «Орел». Сорок минут того же самого заставляет искать -- и не находить -- в фильме какие-то дополнительные достоинства и скрытые смыслы. Два же с лишним часа непрерывной вахты вызывают приступ морской болезни и желание пересмотреть помянутого Врунгеля, потому что там были бандито-гангстерито, статуя Венеры в футляре от контрабаса и зычный приказ «Отставить макать капитана!» -- то, ради чего и стоит ходить в кино. Обри и Мечьюрин, к слову, играют в свободное время на виолончелях, но никаких Венер в футлярах нет, конечно, и в помине.
И поэтому для нашего зрителя «Хозяин морей» останется в памяти разве что как первый в истории художественный фильм, снятый на Галапагосских островах. Тамошняя причудливая фауна, так манившая доктора Мечьюрина, огромные черепахи и не умеющие летать бакланы кажутся куда более выразительными, чем непонятные моряки, за которыми тянется шлейф чужого и непонятного культа. Возможно, ситуация изменится, когда фильмы про экипаж «Неожиданного» будут выходить с периодичностью Гарри Поттера и мы свыкнемся с необходимостью возвращаться к этим господам снова и снова. Пока же царствует мертвый штиль.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ