|
|
N°222, 27 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Грузинский полураспад
Аджария, Абхазия и Южная Осетия определяют свое будущее в Москве
Разрешение политического кризиса в Грузии, свидетельством которого может показаться отставка 23 ноября президента Эдуарда Шеварднадзе, далеко от завершения. Приход к власти в Тбилиси лидеров радикальной оппозиции во главе с Михаилом Саакашвили вновь обострил вопрос о возможности существования единого грузинского государства, в состав которого на момент распада СССР входили национальные автономии Аджарии, Абхазии и Южной Осетии. Но вот уже больше 10 лет единой Грузии «советского формата» не существует. Абхазия и Южная Осетия де-факто стали самостоятельными, хотя и не признанными государственными образованиями. При этом Сухуми и Цхинвали все эти годы не устают обращаться к Москве с просьбой войти в состав России. Аджария, формально не отделившаяся от Грузии, также по существу превратилась в самостоятельное княжество на ее территории.
И вот, сегодня в Москве должна состояться встреча руководителей Аджарии, Южной Осетии и Абхазии. Аджарский и южноосетинский президенты Аслан Абашидзе и Эдуард Кокойты уже третий день находятся в российской столице и вчера дважды встречались. Как пояснил г-н Кокойты, «встречи не направлены против Грузии, мы не вмешиваемся в дела соседнего государства, а укрепляем отношения между нашими республиками». Но если южноосетинский лидер говорил не только от своего имени, но и от имени аджарского лидера (а г-н Абашидзе не дезавуировал заявление собеседника), то это означает одно: для Аджарии Грузия также всего лишь «соседнее государство».
Только одна эта деталь характеризует то, в высшей степени неустойчивое состояние грузинской государственности, которое высветили последние события в Тбилиси. Отсюда очевидным кажется и другое: российское руководство, которое с невиданной ранее оперативностью взяло на себя посреднические функции по разрешению грузинского кризиса, взяло на себя и всю полноту ответственности и за его последствия, пригласив в Москву лидеров грузинских автономий. Сегодня ожидается также прибытие сюда и представителей руководства Абхазии, министра иностранных дел Сергея Шамбы и, возможно, премьер-министра Рауля Хаджимбы (президент Абхазии Владислав Ардзинба уже долгое время тяжело болеет).
Эдуард Кокойты вчера заявил, что по итогам московских переговоров предполагается подписание неких «трехсторонних документов, направленных на укрепление сотрудничества между республиками». Российские представители пока никак не комментировали возможность подписания подобных документов ни, тем более, того, что Россия может иметь к ним какое-то отношение. Однако трудно предположить, что лидеры трех автономий выбрали Москву только как самое удобное место встречи. Очевидно, что Батуми, Сухуми и Цхинвали ищут в России гаранта сохранения, как минимум, своего нынешнего статуса ввиду возможных попыток новых грузинских властей оказать на них не только политическое, но и силовое давление.
Стремление раскрыть над собой российский оборонительный «зонтик» вчера со всей определенностью продемонстрировал в Москве аджарский лидер Аслан Абашидзе. «Если отношения между Батуми и Тбилиси будут развиваться по негативному сценарию, заявил он, то я рассчитываю на военнослужащих 12-й российской военной базы, дислоцированной в Батуми».
Г-н Абашидзе напомнил, что «70 процентов личного состава базы - население Аджарии, которое будет защищать свои интересы, интересы своей семьи, своего региона». Однако это заявление Аслана Абашидзе тут же опроверг первый заместитель начальника генштаба Вооруженных сил России генерал-полковник Юрий Балуевский: «Военнослужащие 12-й базы подчиняются непосредственно командованию России, и команды местного руководства выполнять не будут». Но что будет, если приказу своего президента использовать российское оружие все-таки подчинятся местные жители, служащие на базе? На этот вопрос у генерала Балуевского нашелся только юридический ответ: «Контракты с ними будут расторгнуты». А что будет с оружием, ведь оно способно стрелять и без наличия контракта у его владельца? На этот вопрос московские встречи ответа пока не дают.
Вчера Аслана Абащидзе принимал премьер-министр Михаил Касьянов. Говорили об укреплении экономических связей Аджарии с российскими регионами. Сам по себе факт подобной встречи с лидером еще формально грузинской автономии, проходившей в отсутствие руководителей Грузии, означал, что Москва уже признает фактическую независимость Батуми от Тбилиси. Таким образом, г-н Абашидзе получает весомый аргумент в предстоящих переговорах с новыми властями Грузии. Они начнутся сразу же после возвращения Абашидзе из Москвы в Батуми. К нему собирается в гости и.о. грузинского президента Нино Бурджанадзе. С ней он говорить готов, а вот с Михаилом Саакашвили, похоже нет. «С Бурджанадзе и Жвания (Зураб Жвания был спикером парламента предыдущего созыва - Ред.) можно вести переговоры, но с этим... исключено», - заявил вчера Абашидзе.
Ну, а что, если «этот», как пренебрежительно назвал он Михаила Саакашвили, будет избран 4 января президентом Грузии? Батуми не признает результаты выборов и, наконец, заявит о выходе из состава Грузии? В интересах ли это России, всегда подтверждавшей свою поддержку территориальной целостности Грузии. Не говоря уже о том, что такой разворот событий неминуемо, рано или поздно, приведет к еще одной войне в Закавказье.
Впрочем, не стоит уж так серьезно относиться к любому слову аджарского лидера, он способен в течение дня произносить заявления, полностью противоречащие друг другу. Так вчера случилось и в Москве. Сначала он говорил, что прошедшие парламентские выборы в Грузии «были сфальсифицированы», что совпадало с оценками так ненавистного ему Михаила Саакашвили. А спустя пару часов он уже «просил наблюдателей предоставить ему хотя бы один факт подтасовки на выборах».
Аслана Абашидзе можно понять, ситуация «революционная». и ее оценки быстро меняются. Но подобная «горячая атмосфера», которую создают в Москве на переговорах темпераментные кавказцы, может отразиться и на их результатах. А отвечать за них придется России.
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси, Аркадий ДУБНОВ