Время новостей
     N°222, 27 ноября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.11.2003
Три уровня будущего правительства
Контуры административной реформы становятся все более понятными
Когда дело дойдет до реального внедрения административной реформы в жизнь, и дойдет ли вообще, сказать сегодня не может никто. Однако Минэкономразвития, главный идеолог претворения административной реформы в жизнь, не упускает ни одной возможности напомнить о «реформе, без которой невозможны никакие реформы». Выступая на конференции «Россия в реальном времени», первый замминистра экономического развития Михаил Дмитриев заявил, что «при нынешнем качестве государства Россия достигла потолка своего экономического развития». Теперь необходимы коренные изменения. Тем более что в России сейчас, по оценке г-на Дмитриева, «причудливая смесь из советского наследия и проблем, общих для всего мира».

В настоящее время, по словам г-на Дмитриева, обсуждается создание принципиально новой, трехуровневой системы правительства. На высшем уровне будет «собственно правительство», которое займется выработкой экономической политики. В среднем звене предполагается оставить незначительное число министерств, которые будут выполнять правоустанавливающие и регулирующие функции. Остальные министерства и ведомства понизят в звании до агентств и федеральных служб. Они, в качестве третьего уровня, будут осуществлять функции надзора и контроля, оказывать государственные услуги и следить за госсобственностью. При этом, по замыслу МЭРТ, к контролю за деятельностью министерств необходимо как можно активнее привлекать институты гражданского общества. Так, перед внесением в правительство положения о присвоении себе какой-либо новой функции ведомству-инициатору предстоит вначале доказать независимым экспертам ее необходимость.

Проект решения об изменении структуры правительство будет рассматривать в 2004 году. Этот вариант, безусловно, менее радикальный, чем проект РСПП, по которому должно остаться всего девять министерств, а все остальные функции передаются саморегулируемым организациям. Однако представить себе министров, дружно голосующих за то, чтобы превратиться в начальников федеральных служб, за которыми к тому же будет неусыпно следить общественность, совершенно невозможно.

Необходимо реформировать и финансовую составляющую. Задача, по словам г-на Дмитриева, состоит в переходе от сметного финансирования к оплате по количеству выполняемых функций. Как говорили при социализме, «от каждого -- по способностям, каждому -- по труду». Зато самым радикальным капитализмом веет от новаторской идеи заставить министерства платить за занимаемые ими помещения по рыночным ставкам.

Ложку дегтя в разговоры о «прекрасном далеко» внес президентский советник Андрей Илларионов. Он хотел узнать, почему же концепция не учитывает роли политических сил и не предусматривает формирования правительства на основе пожеланий гражданского общества. Однако ответить на эти каверзные вопросы автор не смог. Г-н Дмитриев сначала растерялся, а потом сообщил собравшимся, что эти вопросы не входят в его компетенцию.

Впрочем, пока до столь глобальных решений далеко. По плану, утвержденному правительственной комиссией под руководством вице-премьера Бориса Алешина, весь следующий год предстоит заниматься исключительно мониторингом функций, принадлежащих различным ведомствам. Например, вчерашнее заседание комиссии было посвящено функциям Федеральной комиссии по ценным бумагам. ФКЦБ может лишиться части функций в области контроля за эмитентами и лицензирования профучастников рынка. Предложения по конкретным функциям, которые могут быть ликвидированы, должны быть выработаны до 12 декабря.

Вера СИТНИНА
//  читайте тему  //  Административная реформа