|
|
N°222, 27 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Амели отмели
Ян Тирсен выступил на сцене МХАТ имени Горького
Представлять Яна Тирсена уже никому не надо (благодаря двухлетним усилиям музыкальной прессы). Мало того, концерт французского композитора и мультиинструменталиста был, пожалуй, одним из самых ожидаемых событий года. Два года назад Тирсен очень «актуально» выступил -- аккурат после триумфа «Амели» в российском прокате. За прошедшие два года Ян только упрочил свою славу как самого востребованного кинокомпозитора (написав музыку к фильму «Гудбай, Ленин»); оживился интерес к его ранним, неизвестным альбомам. Те, кто никогда не слышал Тирсена со сцены, могли получить какое-то представление о его концертах благодаря «живому» альбому C'etait ici (он вышел в прошлом году). Нынешний московский концерт в большинстве повторял сет-лист этого концертника, только с гораздо более скромным набором инструментов. В основном солировал Тирсен. Показывал свои известные штучки, сеанс одновременной игры -- на аккордеоне и рояле, мелодике и рояле и т.п.
Начался концерт очень мощно -- с гитар атональных, а-ля Sonic Youth какой-нибудь. Для затравки это хорошо, но лишь к середине концерта зазвучало что-то более или менее знакомое большинству. Перефразируя поэта Игоря Иртеньева -- «Только дух перевели/ заявилась Амели/ привела подругу Шуру/ феерическую дуру». В роли надменной «феерической дуры», по жизни сопровождающей обаятельную и милую подругу, опять-таки атональные гитары и бешеные скрипки, перемежающие киношные темы. Кто-то вспоминал «Апокалиптику» (к слову, она выступала в том же МХАТе). Кому-то припомнились такие стили, как лоу-фай, пост-рок, и группы типа Pavement. Все упорно что-то вспоминали. Дело не в том, что сравнения были в пользу или не в пользу Тирсена. Просто два года назад не было никаких воспоминаний и сравнений -- чистый восторг и слезы радости. Редко возвращались те фрагменты, но возвращались они сполна. Как, например, на песне «Грустные дни» (Les jours tristes) -- ее на альбоме L'absent исполнял вокалист отличной британской группы Divine Comedy Нил Хеннон (он же -- автор текста). На обоих московских концертах «...дни» пел барабанщик-басист-гитарист. И два года назад, и сейчас он спел ее с таким чувством, что всех «пробрало». Это один из сильных моментов концерта, но вот когда к Яну на сцене присоединяются гитаристы, получается откровенное «рубилово». Хорошо оно сработало, пожалуй, только на песне Monochrome (с альбома 1998 года Le phare) с убойным барабанным крещендо.
Оживление старого материала превратилось в какой-то пост-рок со скрипками. Если кто-то думает, что это новая форма, он ошибается. И американский лоу-фай (отец пост-рока) уже вычерпан, и на скрипке все это дело уже играли (бельгийская группа dEUS). Причем против ранних альбомов Тирсена я лично ничего не имею -- они очаровательны, и жаль, что открыли мы их для себя столь поздно... Но сегодня вот этот пост-рок на сцене МХАТа... увольте.
Тирсену все это не идет. Мхатовскому залу это не идет. И главное, люди-то явно пришли послушать «сентиментальные амелевые вальсики», в которых, вообще говоря, нет ничего плохого, кроме хорошего. Они -- идеальный саундтрек осени 2001 года и помимо прочего -- адекватный саундтрек хорошего фильма, который вряд ли когда-нибудь забудут.
Александр БЕЛЯЕВ