Время новостей
     N°222, 27 ноября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.11.2003
Человек с мобильником
Сегодня в России состоится масштабная премьера фильма «Антикиллер-2»
Продолжение фильма «Антикиллер», снятого в 2001 году Егором Кончаловским, прежде всего, коммерческое предприятие. И раскручивается оно соответственно. С размахом. Отпечатано 162 копии (почти как у второй части «Властелина колец»; государственный хит «Благословите женщину» собирались запустить в 90 копиях). Рекламные щиты, ролики на ТВ, широкий прокат по всей стране (в партнерах -- «Первый канал» и объединенные сети «Империи» и «Формулы кино»). От вопросов о бюджете продюсеры отмахиваются (режиссер, однако, в одном из интервью назвал цифру -- миллион шестьсот). Главный официальный партнер -- компания Panasonic, продукция которой не просто многократно и пристально (вспомним рекламное прошлое режиссера) показана в картине, но и является сюжетообразующим элементом -- наличие у героев двух новеньких мобильников с цифровыми камерами несколько раз меняет ход действия. Для широкой презентации всех товаров, представленных спонсорами, создатели фильма отвели специальное место: в одной из первых сцен фильма -- на свадьбе Лиса (Гоша Куценко) -- друзья, как заведено, дарят герою всякие полезные вещи: мобильный телефон, бронированный ноутбук, автомобиль, водку, часы и пистолет с компьютерным распознавателем пользователя. Этот последний сыграет немаловажную роль в сюжете, а поскольку наши доблестные стражи порядка такого оружия еще не видали, действие переносится в 2006 год (о чем, впрочем, написано в пресс-релизе, а в самом фильме об этом ни гу-гу).

Вообще с логикой сюжета авторы не церемонятся. Учтя замечания, поступившие после первой части, в которой было много эффектного экшена, но разобраться в сюжете с первого раза мало кому удавалось, во второй действие сделали более простым и линейным. Но очевидно, что и в этот раз не фильм ради истории, а история ради фильма. То есть все придумано для наиболее эффектного ракурса: хочется драки на кулаках -- будет на кулаках, а про пистолет вспомнят в следующей сцене.

Продюсеры фильма, очевидно, убеждены, что они овладели секретом по созданию кассовых фильмов. Эффектные массовые сцены, бойкий монтаж, качественный звук, гипнотизирующий саундтрек, известные лица актеров, короткие, афористичные реплики уже принесли предыдущему опусу сборы в миллион триста тысяч долларов (эти данные приведены в пресс-релизе), а также способствовали проникновения на киноэкраны Скандинавии, Юго-Восточной Азии и Камбоджи. Вторая часть тоже предполагает успешное шествие по миру (тема, кстати, очень актуальная и весьма корректно поданная: национальность террористов нигде не названа, имена и внешность самые разнообразные: есть тут и Василий, и Томас, и откуда они приехали в неназванный русский город, кто дает им задания -- не важно).

Конечно, из-за того, что опять пришлось одновременно снимать и полнометражный фильм, и четырехсерийный вариант для ТВ, случилось много досадных пробелов в сюжете. Какие-то отснятые и вроде бы необходимые для общего смысла сцены из киношной версии пришлось выкинуть -- и без того фильм длится около двух часов. Но ведь в целом все более-менее и так понятно: Лис теперь возглавляет отдел по борьбе с терроризмом, силовые структуры хотя и не блещут догадливостью, в целом настроены конструктивно, воры в нужный момент вспоминают героическое прошлое Крещеной Руси и встают в общий строй. Что в результате и приводит доблестные соединенные силы защитников правопорядка и патриотично настроенных правонарушителей к победе. Мелкие огрехи в отношении здравого смысла признано считать несущественными.

Проблема, однако, в другом. Уверенные в том, что умение снимать кино -- вопрос чисто технический, новые, так называемые молодые, кинодеятели делают фильмы, которые смотреть, может быть, и можно, но, как говорится, -- не нужно. В смысле, необязательно. Мне ближе позиция студии СТВ, глава которой Сергей Сельянов утверждает, что для зарабатывания денег в современной России есть много более верных способов, а снимать фильмы нужно из любви к кино. Рассчитывая на чудо таланта, который не обязательно проявится в полной мере, но который необходим, чтобы фильмы получались не пригодным к реализации товаром, а все-таки произведением искусства. Запоминались. Обсуждались. Обогащали национальную культуру новыми образами, характерами, идеями.

Что же касается «Атикиллеров», то на безрыбье и они входят в информационное поле, но представьте, что бы было, если б в прокат выходил не один фильм в два месяца, а хотя бы два в неделю. Чем тогда они могли бы привлечь?

Вызывающий уважение своим усердием и профессиональными навыками Егор Кончаловский вставляет в свое кино многочисленные цитаты из разных известных фильмов, от «Бонда» и «Терминатора» до безымянных корейских боевиков. Подмигивает зрителю, напоминая о российских картинах (фирма легализированного вора Креста называется «В движении», привет Янковскому-младшему; генерал в исполнении Булдакова отсылает к «Национальным особенностям» и т.д.). Все это могло быть мило, но кроме гарнира нужно ведь еще и основное блюдо. А сказать нечего. Отсутствует главное -- дарование художника, способное придать персонажам объем, живой шарм, сделать их реальными и узнаваемыми. И заставить зрителя хотя бы на два часа принять экранный мир за реальность. Надо признаться, что качество это встречается столь редко, что строить на нем маркетинговую стратегию действительно сложно. Однако именно поэтому талант в цивилизованном мире и ценится столь высоко. Даже в условиях глобального рынка.

Алена СОЛНЦЕВА
//  читайте тему  //  Кино