|
|
N°118, 05 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Амазонки ждут Путина
В Нью-Йорке увидят картины русских авангардисток
8 сентября в нью-йоркском Музее Соломона Гуггенхайма открывается уникальная выставка работ русских художниц начала столетия -- полотна Александры Экстер, Натальи Гончаровой, Любови Поповой, Ольги Розановой, Варвары Степановой и Надежды Удальцовой объединены в экспозицию под названием «Амазонки авангарда». Хотя выдающиеся творческие достижения русских художников-модернистов первой четверти XX века на Западе известны давно и хорошо, «женская составляющая» нашего авангарда все же остается загадкой. Дело в том, что активное участие представительниц прекрасной половины человечества в формировании нового художественного сознания, новой школы поистине беспрецедентно. В истории европейского изобразительного искусства вообще не слишком приметны женские имена. А уж созвездия, подобного нашему, и вовсе не найти. При нынешней моде на феминизм успех выставке гарантирован стопроцентно.
Начинавший вместе с футуристами поэт (позднее переводчик и мемуарист) Бенедикт Лившиц первым назвал этих художниц «настоящими амазонками, скифскими всадницами». Лившиц справедливо видел в них важную движущую силу отечественного авангарда, он писал о духе первооткрывателей, без которого невозможно было бы успешное развитие новой художественной школы. Ранний русский модернизм уникален в своей многоплановости -- здесь нежданно и естественно соединились новые европейские техники и стили (не зря ездили наши художники учиться в Париж) и мощные национальные традиции (фольклор, иконопись, народная гравюра, лубок -- вплоть до уличных вывесок). Авангард отрицал всякую иерархию -- живописец мог (и хотел!) заниматься прикладными искусствами, работать в театре, кино. И так же как русский авангард был сплавом огромного числа разнообразных стилей и мировоззрений, так экспонируемые ныне в Нью-Йорке работы Экстер, Гончаровой, Поповой, Розановой, Степановой и Удальцовой отражают разные философские и эстетические концепции. Объединяли несхожих художниц идея необходимости культурного обновления и азартное отрицание устаревших эстетических канонов.
Основная часть экспозиции представлена картинами, которые искусствоведы относят к школам кубизма и супрематизма -- абстрактные художественные композиции, создававшиеся примерно с 1910 по 1924 год. Зрителям представлено более семидесяти картин и графических листов, хранящихся в трех десятках государственных и частных галерей. В проекте участвуют и шестнадцать российских музеев. Многие работы в США будут демонстрироваться впервые.
Нью-йоркская экспозиция «Амазонки авангарда» завершит европейское турне выставочного проекта Музея Соломона Гуггенхайма. Работы «амазонок» уже порадовали многочисленных посетителей Британской Королевской академии искусств и музеев Гуггенхайма в Берлине и Венеции. В церемонии открытия выставки планирует принять участие президент России Владимир Путин. Сколь ни важно участие в саммите тысячелетия, а о своих «амазонках» тоже забывать не след.
Жители и гости Нью-Йорка смогут приобщаться к искусству русского женского авангарда до 7 января 2001 года. Заплатил 12 долларов -- узнаешь, каков настоящий феминизм.
Евгения КУБИЧ