|
|
N°220, 25 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Башкирская расприватизация
У Муртазы Рахимова отнимают самое дорогое
Политические конкуренты нынешнего президента Башкирии Муртазы Рахимова, пытающегося переизбраться на новый срок, подготовили для него сюрприз. Вчера по судебному решению был наложен арест на акции нескольких нефтехимических предприятий Башкирии, находящихся в распоряжении «Башкирского капитала» -- компании, контролируемой г-ном Рахимовым. Безусловно, как таковое вчерашнее событие не влияет на предстоящее 7 декабря голосование на выборах -- там будут голосовать другими бюллетенями. Но речь идет и не о том, чтобы просто «потрепать нервы» г-ну Рахимову. Скорее ему стоит расценивать случившееся как весьма серьезный сигнал: конкуренты могущественны и готовы продолжать борьбу. Корректных оценок арестованных активов нет (многие из них не обращаются на рынке), но знакомый с ситуацией в Башкирии эксперт полагает, что их стоимость может достигать 3--4 млрд долларов.
Уфимская компания «Центральная регистратура», ведущая реестры многих нефтехимических предприятий Башкирии, вчера получила определение суда города Котовска (Тамбовская область) об аресте акций, принадлежащих «Башкирскому капиталу». Кроме того, суд вынес решение о возврате этих активов их бывшим владельцам -- государственным «Башнефтехиму» и Башкирской топливной компании (БТК). Суд вынес решение по жалобе Петра Комарова, миноритарного акционера нескольких предприятий региона: «Башнефти», «Башкирэнерго», «Башкирнефтепродукта», Уфимского нефтеперерабатывающего завода, Ново-Уфимского нефтеперерабатывающего завода, «Уфанефтехима» и «Уфаоргсинтеза». По мнению миноритария, действия генерального директора «Башкирского капитала» и члена совета директоров указанных предприятий Виктора Ганцева нарушают права и законные интересы г-на Комарова. В частности, истец, покупая свои акции, полагал, что компании находятся в госсобственности. Теперь же г-н Ганцев организовал и принял участие в сделках, направленных на то, «чтобы не допустить возможность вернуть акции перечисленных предприятий в собственность» госкомпаний -- «Башнефтехима» и БТК. При этом г-н Комаров указывает, что в ходе приватизации были допущены многочисленные нарушения: госпакеты приобретались частными инвесторами без предварительно утвержденной программы приватизации федерального имущества, а на основании указов президента республики. Кроме того, не было получено необходимое разрешение собраний акционеров приватизируемых обществ, не соблюдались требования, применимые к сделкам с заинтересованностью, нарушалось антимонопольное законодательство.
О том, что нефтехимическая отрасль Башкирии неожиданно перешла в частные руки, стало известно в начале лета. Эту новость изумленному бизнес-сообществу поведали аудиторы Счетной палаты. До этого «Башнефтехиму», созданному в 1993 году по указу президента Башкирии, принадлежали акции Уфимского НПЗ (74,88%), Ново-Уфимского НПЗ (85,4%), «Уфанефтехима» (60,63%), «Уфаоргсинтеза» (71,76%) и «Башкирнефтепродукта» (57,4%). А в 1999 году минимущества Башкирии внесло 93,4% акций «Башнефтехима» вместе с акциями «Башнефти» (63,72%) и «Башкирэнерго» (32%) в специально созданный холдинг -- Башкирскую топливную компанию.
В августе 2002 года Муртаза Рахимов разрешил «Башнефтехиму» и БТК продавать активы, находящиеся в их собственности. Однако ни о каких конкурсах больше не объявлялось, а в июне нынешнего года аудиторы Счетной палаты выяснили, что еще в апреле контрольные пакеты «Башнефти», четырех заводов и «Башнефтепродукта» были переданы семи обществам с ограниченной ответственностью (ООО), зарегистрированным на территории республики. Те в свою очередь передали активы в качестве взноса в уставный капитал созданного в июне холдинга «Башкирский капитал». Председателем совета директоров новой компании стал сын президента Рахимова, Урал Рахимов. В августе все ООО, в чьей собственности находились доли «Башкирского капитала», передали их нефтехимическим предприятиям, акциями которых распоряжается сам «Башкирский капитал». Сделано это было на условиях отсрочки платежа в течение десяти лет с ежемесячными денежными перечислениями в размере 1/120 от передаваемой доли. Та же схема использовалась при передаче семи ООО пакета госакций, в результате чего дебиторская задолженность «Башнефтехима» и Башкирской топливной компании увеличилась на 13,4 млрд руб. В августе по поручению прокуратуры обстоятельства приватизации проверяли оперативники МВД, после чего, как сообщает Прайм-ТАСС, рекомендовали «проводить дальнейшее выяснение обстоятельств данных операций в рамках возбужденного уголовного дела».
Судьбу «Башкирского капитала» и связанного с ним расследования легко было бы спрогнозировать, если бы у руля в республике оставался Муртаза Рахимов. Однако, по всей видимости, ни один из его возможных преемников не стал бы мириться с потерей целой отрасли башкирской промышленности.
Иван ГОРБУНОВ