Время новостей
     N°62, 09 апреля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.04.2001
Все те же и оне же
«Кинотавр» демонстрирует здоровый консерватизм и юную переменчивость
В субботу прошла традиционная пресс-конференция «Кинотавра», которую еще с того времени, когда фестиваль был личным делом Марка Рудинштейна, ежегодно собирают в день его рождения. Поскольку этот год для Рудинштейна юбилейный, деловой повод -- объявление предварительной программы фестивалей, жюри и сроков -- почти утонул в праздновании и поздравлениях. Почти -- потому что с тех пор, как курортный междусобойчик с дружескими капустниками и любительскими спортивными состязаниями превратился в крупнейший российский кинофестиваль, его заботы перестали быть достоянием исключительно организаторов. «Кинотавр» сегодня -- событие действительно общественное.

Несмотря на то что «Кинотавр» существует столько же, сколько новая Россия, он переменчив, как погода весной. Основные изменения таковы. В этом году оба фестиваля в Сочи -- и российский, и международный -- пройдут одновременно (в отличие от прошлого года, когда международный фестиваль шел вслед отечественному и большинство гостей уехало сразу после оглашения итогов российского конкурса). Первого июля начнется ХII российский, а третьего -- VIII международный, закончатся же оба 14 июня. Международный фестиваль -- вечная жертва трансформаций. В этом году он мутирует кардинально: вместо дебютного и молодого кино, которое участвовало в нем прежде, сочинский форум соберет кино Европы. Идеологическая основа решения -- традиционно большая близость российского авторского кино к Европе, чем к Голливуду. Директор программ МКФ Сергей Лаврентьев считает, что фестиваль должен поддержать «позитивные тенденции, которые, укрепясь и развиваясь, смогут превратить кино Старого Света в достойного конкурента кинематографии Нового Света». Главная из этих тенденций -- соединение высокой художественности и зрительской привлекательности.

К сожалению, именно этого достойного сочетания не хватает фильмам-конкурсантам российского фестиваля, которые будут предъявлены в Сочи. Несмотря на замечание директора российской программы Ирины Рубановой о том, что фестиваль представит «первую после долгого периода нормальную картину умонастроений кинематографистов», оснований для оптимизма немного. Правда, объявлена лишь половина программы, однако качественных и интересных картин в этом году настолько мало, что непонятно, чего ждать и на что надеяться.

Своего «Тельца» Александр Сокуров в конкурс не дал (возможно, обидевшись на недостаточное почтение к «Молоху», который два года назад в конкурсе был, но бесспорной победы не принес) -- спасибо, согласился на информационный показ. Наотрез отказался от любого участия в фестивале Глеб Панфилов («Романовы. Венценосная семья»). Причину отказа, удивляясь ее абсурдности, не преминул огласить Рудинштейн. По его словам, Панфилов не хочет «показывать свою картину там, где люди купаются и загорают». Серьезное отношение к своему труду безусловно красит художника, однако для зрителей было бы лучше, если б строгость нравственной позиции сопровождалась большей ответственностью в области эстетических решений.

Вообще же, за исключением фильма Киры Муратовой «Второстепенные люди», взятого в конкурс как снятый на русском языке и русским режиссером, хотя и на украинской студии (впрочем, Одесса пока еще не получила в нашем сознании статуса части иностранной державы), серьезных авторских картин в конкурсе нет. Включены, правда, злополучная -- заявленная еще в прошлом году -- «Москва» и сравнительно новый «Нежный возраст» Сергея Соловьева, но об этих фильмах уже отспорили, и энергии конкурсу они не придадут.

Зато организаторы гордятся российским жюри (состав международного, как всегда, не ясен почти до последних минут). Возглавит его Марк Захаров, впервые согласившийся почтить своим присутствием «Кинотавр», что особенно волнительно для президента фестиваля Олега Янковского -- он, как известно, имеет честь служить в «Ленкоме» под началом маэстро. В жюри также вошли модный писатель Борис Акунин (про которого Янковский сообщил, что на самом деле зовут его Григорий, а Борис -- это псевдоним), Дмитрий Дибров (он проведет среди гостей фестиваля игру «О, счастливчик», которую по понятным причинам ни в коем случае не будут транслировать по ТВ), актер Сергей Маковецкий (в этом году фильмов с его участием в конкурсе нет, что редкость, обычно их не меньше двух), красавица Анна Самохина, сценаристка Марина Мареева, бывший «усатый нянь», ныне предводитель «Театра Луны» Сергей Проханов...

Из прочих новостей -- конкурс «Дебют», на который в прошлом году не могли найти фильмов, снова состоится. Пока в его программе четыре картины, пятой могла бы стать «Приходи на меня посмотреть» (дебют в режиссуре президента фестиваля Олега Янковского), но ее из уважения к стажу постановщика зачислили в основной конкурс. Впрочем, Олег Иванович еще думает, оставлять ли ее там или из щепетильности вообще снять.

В гостинице «Жемчужина» отремонтировали еще три этажа. А губернатор Краснодарского края пообещал собственнолично открыть и закрыть «Кинотавр», что вызвало энтузиазм у отца-основателя Марка Рудинштейна. Все остальное обещали рассказать при встрече в мае на пароходе -- еще одна традиция, сохраняющаяся с начальных времен, когда фантазия бурлила, не сдержанная финансовыми удилами. Что ж, главная ценность фестиваля, как сформулировал Марк Захаров, в том и состоит, что он оказался стабильным и в наше неспокойное время несет в себе дух здорового консерватизма. Как говорится, многая лета.

Алена СОЛНЦЕВА