|
|
N°220, 25 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Убийца «слона»
В Ростове судят боевика за сбитый вертолет Ми-26Т
В Ростовском облсуде вчера начался процесс по делу Доку Джантемирова, обвиняемого в причастности к уничтожению военного вертолета Ми-26Т. Самый большой в мире транспортный вертолет, прозванный в войсках за свои размеры «слоном», был сбит террористами над Ханкалой летом 2002 года. Обернулось это самой крупной в истории российской военной авиации катастрофой -- погибли 127 находившихся на борту военнослужащих. Предполагается, что непосредственными исполнителями теракта выступили трое боевиков, одним из которых и был Доку Джантемиров.
Ему предъявлены обвинения по шести статьям УК РФ -- убийство, терроризм, участие в вооруженной банде, посягательство на жизнь военнослужащих в целях воспрепятствования их законной деятельности, незаконное приобретение и хранение оружия, умышленное уничтожение чужого имущества. Если суд сочтет доказательства достаточными, подсудимому грозит пожизненное заключение. Впрочем, сам Доку Джантемиров вчера заявил, что не признает себя виновным в уничтожении вертолета.
По версии следствия, Джантемиров вместе с двумя другими боевиками за сутки до совершения теракта привез на место засады в заброшенном доме близ аэропорта Ханкалы переносной зенитно-ракетный комплекс (ПЗРК) «Игла» и подготовил его к стрельбе. На следующий день, 19 августа 2002 года, троица вернулась к припрятанному оружию. Один из боевиков остался сидеть в машине, чтобы обеспечить отход группы, а Джантемиров вместе с находящимся сейчас в розыске Аласхановым отправились готовиться к стрельбе. На следствии Джантемиров заявил, что по вертолету стрелял не он, а Аласханов. В то же время обвинение располагает доказательствами, что Джантемиров как минимум готовил «Иглу» к выстрелу, а затем еще и снимал на видеокамеру катастрофу: от попадания снаряда Ми-26Т загорелся и, несмотря на попытки экипажа спасти машину, рухнул на землю.
Сколько денег и от кого получили боевики за этот теракт, неизвестно. В обвинительном заключении прокуратура указала, что обвиняемый совершал преступление из корыстных побуждений, а его услуги оплачивались в долларах. Среди заказчиков фигурирует Шамиль Басаев, который, как и все другие обвиняемые по этому делу, находится в розыске. Зато за катастрофу с Ми-26Т уже осужден подполковник российской армии Анатолий Кудяков, исполнявший на момент совершения теракта обязанности командира вертолетного полка, к которому был приписан сбитый Ми-26. Суд признал его виновным в халатности и приговорил к трем годам лишения свободы, освободив в зале суда по амнистии. Сам Худяков себя виновным не признал и намерен обжаловать вынесенный ему приговор.
Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону