Время новостей
     N°220, 25 ноября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.11.2003
Дорогой сверхзвук
Европейцы и японцы пытаются создать Concorde-2
Всего через месяц после прекращения эксплуатации самолета Concorde европейский авиакосмический концерн EADS рассматривает возможность создать новое сверхзвуковое пассажирское воздушное судно. Авиакомпания Air France прекратила использовать Concorde в мае этого года, а British Airways последовала примеру французских коллег в октябре. В обоих случаях решение было продиктовано экономическими соображениями -- эксплуатация Concorde, продолжавшаяся 27 лет, все время была убыточной. Кроме национальных авиакомпаний Англии и Франции (т.е. двух стран, которые совместно профинансировали разработку Concorde), ни одно авиатранспортное предприятие мира не приобрело ни одного подобного самолета. А спад спроса на авиаперевозки, последовавший за терактами 2001 года в Америке, нанес сверхзвуковому лайнеру последний удар.

Исполнительный директор концерна EADS Филипп Камю весьма осторожно говорит о перспективах еще одного сверхзвукового проекта. Как передала вчера телерадиовещательная корпорация BBC, г-н Камю предполагает совместно с японскими компаниями разработать самолет, который будет примерно вдвое превосходить Concorde по скорости и грузоподъемности. Гипотетическое воздушное судно должно нести до 300 пассажиров (на Concorde -- не более 144) со скоростью, в четыре раза превышающей скорость звука (у Concorde -- немного больше двух скоростей звука). Такой самолет сможет добраться из Парижа в Токио за два часа.

Правда, никакого графика проектирования новой машины еще не существует. EADS лишь начал самые предварительные консультации с потенциальными японскими участниками проекта. В принципе, эти консультации вполне могут привести европейских и японских авиастроителей к выводу, что затевать работу не стоит. Именно к такому заключению пришли в этом году их американские коллеги из концерна Boeing, прорабатывая гораздо менее амбициозную задачу: Boeing оценивал целесообразность создания пассажирского самолета со скоростью, близкой к скорости звука. В итоге подобная машина была признана бесперспективной, и соответствующий проект (он назывался Sonic Cruiser) концерн закрыл. Теперь Boeing нацеливает свои перспективные разработки не на достижение более высокой скорости будущих самолетов, а на повышение их экономичности.

Экономичность никогда не была сильной стороной российского авиастроения, зато в запасниках отечественных конструкторских бюро всегда хватало разработок, нацеленных на рекордные скорости и высоты. В начале этого месяца специалисты Московского авиационного института (МАИ) обнародовали замысел по созданию космоплана (космического самолета), способного перемещать пассажиров и грузы на высоте от 100 до 200 км со скоростью, эквивалентной примерно 30 скоростям звука. "Расчеты показывают, что полет от Москвы до Нью-Йорка займет 50 минут, до Токио -- 53 минуты, а до Сиднея -- один час шесть минут", -- сообщил один из разработчиков, научный руководитель Института прикладной механики, академик РАН Иван Образцов. "Летные испытания опытной модели в масштабе 1:25 прошли успешно, подтвердив правильность геометрии и конструкции суборбитального летательного аппарата", -- рассказал он. Космоплан длиной 75 метров и стартовым весом около 180 тонн планируется оснащать жидкостно-реактивными двигателями, работающими на смеси жидкого водорода и кислорода.

По словам академика, космоплан имеет округлую форуму, чем-то напоминающую летающую тарелку с двумя хвостовыми пилонами. В передней части фюзеляжа разместится экипаж или груз, в задней расположатся ракетные двигатели. Летательный аппарат сможет функционировать как в пилотируемом, так и в беспилотном режиме.

Как предполагается, различные варианты космоплана позволят перемещать от шести до тысячи пассажиров. При этом перегрузки во время такого полета будут незначительные, примерно такие же, как во время поездки в скоростном лифте.

Правда, на практическую разработку такой машины, как признают авторы идеи, необходимо в лучшем случае от десяти до пятнадцати лет. Что касается экономики, билет на трансконтинентальный полет в космоплане обещает стоить на порядок дороже, чем билет на Concorde. Но из-за чрезмерной дороговизны билетов первый сверхзвуковой лайнер, как известно, и оказался не у дел. Поэтому составить бизнес-план для космопланных перевозок, как уже сейчас понятно, будет нелегкой задачей.

Михаил КУКУШКИН