|
|
N°219, 24 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Как снимали Шеварднадзе
Кресло президента Грузии разобрали на сувениры еще накануне отставки
Многотысячная толпа сторонников оппозиции, собравшаяся у здания парламента накануне в субботу, не расходилась до вчерашней ночи. Волна ликования достигла апогея, когда лидеры оппозиции объявили об отставке президента, и люди, пустившиеся в пляс, продолжили ставшее любимым занятие -- на проспекте Руставели они жгли портреты Шеварднадзе.
Парадокс, но буквально за пару часов до этого в здании парламента работники все еще чинили сломанную мебель, которая пострадала во время субботнего появления перед депутатами Михаила Саакашвили со сторонниками. Это тогда, в ночь на 23 ноября, в день Святого Георгия, покровителя Грузии, в стране с захватом оппозицией парламента фактически началось двоевластие. Эдуард Шеварднадзе из Крцанисской резиденции (четверть часа от центра грузинской столицы) ввел режим чрезвычайного положения, чтобы, по его словам, спасти Грузию от гражданского противостояния. Однако в результате, как видим, он ушел в отставку.
Политически активные граждане Грузии, выступившие против президента, проявили в эти дни необычайную находчивость и выдумку. Студентка Театрального института Майя Кикабидзе вышла на проспект с плакатом «Gotov Je» -- с таким лозунгом вышли на улицы ее сербские ровесники в октябре 2000 года, радуясь падению власти Слободана Милошевича. «Конечно, есть аналогии с тем, что случилось в Белграде, -- сказала нам Майя. -- Но не нужно для Шеварднадзе судьбы Милошевича, только пусть скорее освободит нас от себя».
Еще вчера днем сторонники радикальной оппозиции просочились в 12-этажную Госканцелярию, бывшее здание ЦК Компартии Грузии, и добрались до кабинета Эдуарда Шеварднадзе. Вмиг оттуда полетело громоздкое кресло как символ власти. Внизу под восторженные возгласы кресло разодрали на сувениры. Когда-то так разбирали на сувениры Берлинскую стену, в разрушении которой поучаствовал бывший советский мининдел.
Вовсю сигналили машины, люди скандировали «Са-кар-тве-ло!» («Грузия!») и «Ми-ша, Ми-ша!» (то есть Саакашвили). На капоте «Жигулей», остановившихся поперек проспекта, стояла канистра с вином -- всем желающим предлагали поднять тост за победу. Последний раз такая эйфория в городе царила в апреле, когда грузинские футболисты выиграли у России.
«Я из села Бодбисхеви, из Сигнахского района, -- сказала корреспонденту "ВН" бабушка Марго. -- Я специально сюда пришла, чтобы уговорить президента отправиться ко мне. Пусть освободит Тбилиси, пусть у меня поживет. Ничего, Нанули (супруга Шеварднадзе. -- Ред.) переживет». Мужчина принес американский флаг. «Я не только Грузию, я и США защищаю. Американцы -- наши друзья, столько долларов нам дали, и что? Все по карманам этих коррумпированных ушли, народу ничего не досталось. Вы думаете, американцы этого не видят?» -- возмущается он.
На улицах в Тбилиси сегодня развеваются революционные стяги, вывешенные еще в субботу, -- белые с красными крестами «Единого нацдвижения», повторяющие символику древнего грузинского знамени, и желтые флаги «демократов» Бурджанадзе и Жвании.
Примечательно не только народное ликование, но и то, что соратники Шеварднадзе, те, на кого президент, казалось, мог рассчитывать еще вчера утром, стали отворачиваться от него еще накануне. Свои заявления о переходе в стан оппозиции вчера днем сделали полиция Тбилиси (в частности, ее начальник Леван Майсурадзе), командующий внутренними войсками генерал-майор Георгий Шервашидзе, личный состав отборных частей минобороны, в том числе офицеры, подготовленные американскими инструкторами. Заявление об отставке сделал секретарь Совбеза Тедо Джапаридзе. Как политик Шеварднадзе остался один. Хотя одно, наверное, хорошо, что живой и дома.
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси