|
|
N°219, 24 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Действующие лица
Юрист Нино
Нино Бурджанадзе 39 лет. Сторонники Шеварднадзе называют ее "куклой Зураба Жвании". Действительно, под руководством такого опытного комбинатора, как Жвания, кандидат юридических наук (училась в МГУ) Нино Бурджанадзе совершила очень энергичный марш-бросок. На посту председателя парламента полтора года назад она появилась исключительно благодаря интригам. Но со временем у нее, известной поклонницы Маргарет Тэтчер, появились свои амбиции. Политические оппоненты обвинили в этом месяце Нино Бурджанадзе в слишком тесных связях с Москвой. Супруг Нино Бурджанадзе три дня назад подал в отставку с поста первого заместителя генпрокурора.
Миша -- самый молодой и эмоциональный
36-летний Михаил Саакашвили -- самый молодой и самый эмоциональный из тройки лидеров оппозиции. Два года назад он занимал пост министра юстиции в правительстве Шеварднадзе. Уходя в отставку, он бросил президенту на стол кипу фотографий вилл правительственных чиновников. Однако все трое нынешних оппозиционеров, включая самого Саакашвили, выросли рядом с президентом. В 1999 году Шеварднадзе водил того же Саакашвили за руку к избирателям накануне предыдущих парламентских выборов. Михаил Саакашвили и его жена-голландка Сандра назвали своего сына Эдуардом. Сейчас Саакашвили уверяет, что вовсе не в честь Шеварднадзе.
Саакашвили, которого грузины зовут просто Миша, получил прекрасное юридическое образование в США. Владеет английским, французским и русским языками. Сегодня он на волне популярности, и поэтому из всей тройки он самый реальный кандидат в президенты Грузии.
Но в условиях, когда уже есть прецеденты как досрочной отставки (Звиад Гамсахурдия), так и создания возможности для новой досрочной отставки (Эдуард Шеварднадзе), не исключено, что такая же участь постигнет когда-нибудь и самого Саакашвили.
Вожделенное премьерство биолога Жвании
Зурабу Жвании 40 лет. Профессиональный биолог, он начинал в движении «зеленых». Его называют самым "коварным" из тройки лидеров радикальной оппозиции, но едва ли Жвания сможет претендовать на пост президента. Он не скрывает армянского происхождения своей матери, а в Грузии президентом должен быть только «истинный ариец».
Но пост председателя парламента, который Жвания занимал в 1995--2001 годах, для него не потолок. Кстати, в председатели парламента Жванию рекомендовал сам Шеварднадзе, неоднократно потом пожалевший об этом. Сейчас по грузинской конституции президент также является и главой исполнительной власти. Однако какое-то время назад Жвания считался реальным кандидатом на пост главы правительства в случае создания кабинета министров. "Если говорить чисто о человеческих чувствах, то я очень волнуюсь в ожидании разрешения ситуации", -- сказал вчера Зураб Жвания собкору "ВН" в Тбилиси
Аслан -- сам себе король
65-летнего президента Аджарии и лидера «Союза демократического возрождения» Аслана Абашидзе нельзя считать оппозиционером в полном смысле этого слова. Правда, недавно парламент Аджарии присвоил ему звание главнокомандующего, и отныне ему подчиняются как бы в обход центра дислоцированные в автономии вооруженные силы. Но это юридический нонсенс, поскольку теперь в Грузии оказалось два главнокомандующих, а с учетом непризнанных республик Абхазии и Южной Осетии -- целых четыре.
Но Аслан Абашидзе привык к тому, что центр закрывает глаза на многое, только бы из его автономии не исходил дух сепаратизма. В самые сложные моменты новейшей истории Грузии Шеварднадзе и Абашидзе были союзниками. Это же происходит и сейчас.
Но вот рискнет ли Аслан Абашидзе возглавить всю Грузию? Вряд ли. Тбилисская элита его не любит. Здесь свой узкий круг, и провинциалы ему не нужны. Тбилиси и Батуми -- это не Москва и Санкт-Петербург. Создав в Батуми второй политический центр, Аслан Абашидзе со своим кланом чувствует себя там вполне уютно.
Подготовил Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси