Время новостей
     N°62, 09 апреля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  09.04.2001
Без руля
Завершилась неделя европейского кино
Панорама кино стран Европейского Союза, завершившаяся в Москве в минувшую пятницу, пользовалась успехом у публики, но событием не стала. Это парадокс лишь на первый взгляд: незавидна судьба начинаний, лишенных концепции, своеобразия и заботы организаторов. Последними числятся культурные отделы посольств стран ЕС в Москве и центры при посольствах. Создается впечатление, что для многих из них панорама -- мероприятие рутинное, скучное, отнимающее время и неблагодарное, а потому надо поскорее отделаться от него, вручив имеющиеся в наличие копии и не думая о том, сложится ли собранная с бору по сосенке программа в некое подобие целого. Если нам решили показать новые европейские картины, то откуда взялись «Любовники полярного круга» Хулио Медема, снятые три года назад и уже показанные в Москве? Если основное внимание отдано таким артхаусным хитам, как «Песни со второго этажа» шведа Роя Андерссона, «В отрыв!» англичанина Джастина Керригана и «Пленница» бельгийки Шанталь Аккерман, то что делают в программе неумелые жанровые поделки вроде португальского «Розового кошмара» или более профессиональной, но удручающе тривиальной французской комедии «Мечта всякой женщины»? Можно, конечно, сказать, что в этой пестроте и несоответствиях и заключена истина о современном европейском кино, но это будет неправдой.

В мире кино сегодня роль организатора становится не менее важной, чем роль куратора в современном изобразительном искусстве. Люди, создающие моду в кино, -- это директора фестивалей, фондов и киноинститутов. Попробуйте разобраться без их усилий в тысячах фильмов, производимых в мире ежегодно. И пусть в этой ситуации публика всегда рискует оказаться жертвой манипуляции, но на то и голова на плечах, чтобы отличить сиюминутную конъюнктуру от долгосрочной тенденции.

Конечно, если назвать полтора десятка случайно подобранных фильмов Панорамой европейского кино, молодая и благодарная аудитория Киноцентра и Музея кино неизбежно заполнит залы. Но общая картина будет искажена. Например, что может узнать зритель панорамы о новой волне кинематографа Германии, который наконец-то вышел из кризиса и за последний год занял одно из ведущих мест в Европе? Чудовищное «Купание принцев» и картина «Жизнь -- это стройка», вышедшая на экраны в 1997 году, вряд ли создадут адекватное представление о том, что происходит сейчас в немецком кино. Скорее уж о том, какая мешанина царит у отборщиков этого странного мероприятия. А если нет сил и ресурсов организовать что-то более или менее внятное, то не надо пышных названий, пресс-конференций, церемоний. Пожалейте европейское кино, оно и так не в лучшем состоянии.

Алексей МЕДВЕДЕВ