Сегодня содержание аттестата о среднем образовании для выпускника школы практически ничего не значит. Только немногочисленные медалисты, благодаря тому что у них в каждой строчке стоит по «пятерке», могут ограничиться при поступлении в вуз одним экзаменом -- если он, конечно, сдан на «отлично». Но после перехода на единый государственный экзамен, который должен объединить выпуск в школе с поступлением в вуз, бороться придется за каждый балл. Ведь в конечном итоге от результатов экзамена будет зависеть не только право выбора вуза, но и стоимость обучения в нем.
Переход на единый госэкзамен и связанную с ним новую систему финансирования вузов состоится не раньше чем через 2--3 года. По словам министра образования России Владимира Филиппова, только с 1 сентября 2002 года в нескольких вузах страны начнется эксперимент с государственными именными финансовыми обязательствами для студентов. Но уже в этом году школьникам Якутии, Марий Эл, Мордовии и Чувашии придется первыми испытать механизм, заложенный в одобренной правительством программе модернизации образования. Речь пока идет только о совмещении выпускных экзаменов в школе с вступительными в вузе. Вместо двух изнурительных сессий школьникам предложат в обязательном порядке сдать русский язык и математику, а также взять на выбор три дополнительных предмета по профилю понравившегося вуза. Для тех, кто успешно выдержит испытание, будет сразу открыта дорога в местные университеты и институты.
Подобные эксперименты в регионах продлятся еще несколько лет для того, чтобы заранее выявить возможные проблемы, которые будут сопровождать переход на единый экзамен в общероссийском масштабе. Ведь для начала необходимо определиться хотя бы с формой этого экзамена. Тестирование, к которому сегодня очевидно склоняется Министерство образования, вызывает массу нареканий -- педагоги опасаются, что такая форма проверки знаний не даст действительно объективной оценки работы ученика и учителя в школе, чего хотят добиться идеологи реформы.
Впрочем, на смену довольно бурным педагогическим дискуссиям могут прийти гораздо более масштабные родительские возмущения. Поскольку, объявив о начале образовательной реформы, правительство и Минобразования не позаботились должным образом об информационно-идеологической поддержке. В результате суть реформ трактуется более чем вольно -- например, переход на именное финансирование студентов порой представляется как отказ от бесплатного высшего образования. Такие мысли, в частности призывы к переходу на американскую модель, на начальном этапе составления программы модернизации образования действительно озвучивались, но с учетом российских особенностей и уровня платежеспособности населения поддержки не получили. В результате была выбрана социально ориентированная модель -- государство платит за обучение в вузах лучших выпускников школ и помогает студентам из малообеспеченных семей. Остальным в той или иной степени придется доплачивать из семейного кармана. А вот в какой именно -- и должен показать единый госэкзамен, своеобразная точка отсчета, в которой каждому вчерашнему школьнику предстоит выслушать свой приговор на ближайшие шесть лет (именно столько, как предполагается, будет действителен получаемый вместе с аттестатом финансовый сертификат).
Несопоставимость важности этого события для тех, кому придется сдавать госэкзамен через несколько лет, и знаний о том, как это будут происходить не в эксперименте, а в жизни, и заставляет сейчас волноваться родителей учеников средней и младшей школы. Будет ли возможность пересдать госэкзамен в надежде набрать больше баллов? Что делать, если в школе экзамен сдавался с «техническим» уклоном, а через пару лет захотелось перепрофилироваться из «физиков» в «лирики»? Действительно ли престижные вузы готовы за безналичные бюджетные деньги принимать молодых людей из провинции? Список вопросов на самом деле гораздо больше.
На часть из них идеологи реформы отвечают уже сейчас, но порой не слишком уверенно. Так, по словам министра образования Владимира Филиппова, будет непременно предусмотрен целевой прием в центральные вузы для «регионалов» -- хотя бы на начальном этапе, поскольку очевидно, что сразу предоставить равные возможности для получения знаний школьникам из крупных городов и из глубинки не получится. Сегодня обсуждается и вопрос о пересдаче единого экзамена -- но вторую попытку государство уже не намерено оплачивать из бюджетных средств. Однако большинство ответов появится только тогда, когда эксперимент, на который, кстати, Госдума предусмотрела в бюджете 2001 года около 500 миллионов рублей, перейдет из стадии бумажных разработок в конкретные школьные и вузовские стены.
Рублевый эквивалент дипломаБольшинство россиян еще не готово платить за образование. Даже если плата предусматривает более качественное обучение их детей. Об этом свидетельствует репрезентативный социологический опрос, проведенный специально по нашему заказу Всероссийским центром изучения общественного мнения. Социологи обратились к 1600 россиянам в различных регионах страны и выяснили, что только в Москве относительно велика (30%) доля граждан, согласных финансировать образование своих детей. В других регионах этот показатель гораздо меньше, причем в сельских районах он едва превышает 10%. Чаще других положительно на вопрос о готовности заплатить из своего кармана за обучение детей отвечали люди, сами имеющие высшее образование, а также те, кому не исполнилось еще 40 лет.
Готовы ли вы платить за получение вашими детьми качественного образования?
Определенно да |
5 |
Скорее да |
13 |
Скорее нет |
17 |
Определенно нет |
38 |
Нет детей, внуков в возрасте до 20 лет |
21 |
Затрудняюсь ответить |
6 |