|
|
N°61, 06 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
С душой
Завтра в Москве открывается Неделя британского кино
Неделя британских фильмов в апреле стала хорошей московской привычкой, особенно приятно то, что в этом году программа получилась куда сильнее, чем в прошлом. Смотреть надо все или почти все. Во всяком случае нельзя пропустить «Большой куш» Гая Ритчи, своеобразное продолжение его дебютной комедии «Карты, деньги, два ствола», экспериментальный «Тайм-код» Майка Фиггиса, детективный фильм, снятый без единой склейки, но с экраном, поделенным на четыре части, и уже не новую, но от того не менее проникновенную социальную драму современного классика Кена Лоуча «Меня зовут Джо» -- о завязавшем алкоголике, тренирующем футбольную команду. Но главной приманкой для зрителей станет, пожалуй, «Билли Эллиот» Стивена Долдри, удостоенный трех номинаций на «Оскара» и трех наград Британской киноакадемии. Когда 15-летний дебютант Джейми Белл вышел получать BAFTA за лучшую мужскую роль, обойденные им Джеффри Раш, Том Хэнкс и Рассел Кроу устроили юному актеру настоящую овацию. Эти аплодисменты заслуженны: «Билли Эллиот» продолжает лучшие традиции британского кинематографа, в том числе и актерские -- с их школой жизнеподобия и душевного реализма.
«Билли Эллиот» и откроет Неделю британского кино завтра в 19.00 в кинотеатре «Художественный». Смотреть хороший английский фильм после нескончаемого потока голливудской продукции -- все равно что выпить стакан воды в жаркий полдень. Вдруг как-то неожиданно вспоминаешь, что у героев может быть характер, мужчины тоже иногда плачут, а жизнь ужасна и прекрасна одновременно. Если искать общую характеристику британских фильмов, то это окажется не социальная значимость и не «рассерженный» нонконформизм, а просто-напросто внимание к душевному измерению персонажей. С душой, но без прекраснодушия -- такова формула «Билли Эллиота». История мальчика из шахтерского городка, мечтающего стать танцором классического балета, по-хорошему трогательна, но не сентиментальна. Мальчик, между прочим, не промах. Он прекрасно понимает, что может стать объектом спекуляции своей учительницы (Джулия Уолтерс) и сексуальных домогательств своих будущих партнеров. Он знает, как устроен этот мир и сколько гомосексуалистов будут плотоядно следить за его обтянутым балетным трико телом, но юношеский цинизм и страсть к танцу уживаются в нем без проблем. Это жизнь, как она есть, плюс искреннее стремление сделать ее лучше. И если британский кинематограф сохранил способность к такой восхитительной наивности, то это служит доказательством его силы и жизнеспособности.
Алексей МЕДВЕДЕВ