|
|
N°49, 21 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Честное репетиторское
Авторы программы модернизации образования убеждены, что отмена вступительных экзаменов поставит крест на репетиторстве. Однако большинство репетиторов достаточно спокойно относится к предстоящим переменам. Один из них, уже много лет ведущий подготовку в МГУ и РГГУ, но пожелавший по понятным причинам остаться неизвестным, высказал свое мнение нашему корреспонденту.
Определимся сначала по поводу терминов. Можно условно разделить репетиторов на «честных», серьезно пытающихся научить школьника, и «нечестных», использующих служебное положение для проталкивания своих. Разумеется, есть и такие, кто одновременно дает знания и протаскивает «своих» в институт.
На протяжении как минимум последних 10 лет происходил процесс «закрытия» вузов для чужих. Во все большее количество учебных заведений становилось проблематично поступить человеку «с улицы», не занимавшемуся предварительно у «нечестного» репетитора. По собственной репетиторской практике и по практике своих друзей могу отметить, что одними из первых «закрылись» педагогические институты им. Ленина и им. Крупской. Люди, поступавшие туда вначале 90-х, получали 19 баллов из 20 и оставались за бортом, поскольку все места уходили якобы на выпускников педагогических классов. Позже «закрылся» ряд факультетов МГУ -- без репетитора, работающего в приемной комиссии, на экзаменах нечего было делать (заметим, что несколько престижных факультетов МГУ и МГИМО были закрыты всегда). Затем та же тенденция проявилась в Институте иностранных языков. Один из последних бастионов открытости, РГГУ, рухнул пару лет назад.
Вот такое положение дел гораздо больше отражалось на положении «честных» репетиторов -- поле нашей деятельности постоянно сужалось. Зато обещанный переход к единому экзамену вызывает определенный оптимизм. При новой форме поступления в вузы наверняка останутся не у дел люди, которые зарабатывали очень приличные деньги, пользуясь своими административными должностями в престижных университетах. А «честный» репетитор снова окажется востребован -- для подготовки к сдаче единого общенационального экзамена в школе. Поскольку никогда не переведутся школьники, не воспринимающие информацию в классе, нуждающиеся в дополнительных занятиях.
Однако у нас есть и опасения, касающиеся в первую очередь новых методик проверки знаний. Имея представления о том, что за тесты выходят из-под пера российских методистов, можно предположить, что и в экзаменационных заданиях не будет учитываться вариативность ответа. То есть, из нескольких потенциально верных ответов правильным будет признан только один -- обозначенный в «методичке». А это подразумевает как раз то, что школьникам потребуется не знание предмета, а знание ответа на конкретный вопрос -- вот вам и возрождение пресловутого «натаскивания» на экзамены.
А с этим на начальном этапе наверняка будет проблема -- ведь варианты тестов пока никому из преподавателей неизвестны. Что греха таить, в репетиторах всегда ценилось знание тонкостей поступления в конкретный вуз. Индивидуальность и «эксклюзивность» подготовки при унифицированном тесте не потребуется, но уж точного представления о том, какие тесты придется сдавать школьникам, родители от репетитора за свои деньги потребуют. Думаю, что года через два, когда эти тесты будут окончательно отработаны и опубликованы, закончится период адаптации и вновь начнется стабильная работа.
|