Заключительная фаза выборов в Государственную думу состоит фактически из двух параллельных кампаний. Одна идет на федеральном уровне, другая в одномандатных округах, в регионах. И поскольку одномандатники составляют половину депутатского корпуса, лицо будущей Думы во многом зависит от того, кто именно придет в парламент из регионов.
Агентство прикладной и региональной политики совместно с фондом «Регион» на основании исследований, проведенных во всех 225 одномандатных округах, попыталось ответить на этот вопрос.
Главная особенность нынешней ситуации в одномандатных округах -- это большая степень неопределенности результатов выборов. Причин тому несколько, но главная из них -- повсеместное применение судебных исков. В округах идет настоящая охота на неугодных соперников, придумываются самые изощренные причины для обращений в избирательные комиссии и судебные органы. В любом случае, если в середине ноября 1999 года в абсолютном большинстве округов можно было с высокой степенью вероятности назвать победителя, то теперь, за 20 дней до голосования,
относительная ясность существует лишь в 128 округах.
Из нее видно, что наибольший успех (до 50 мандатов) может получить «Единая Россия». На втором месте КПРФ, которая может добавить 20 мандатов. Третье место занимает Народная партия с 15 одномандатниками, что по новому законодательству позволит этой партии сформировать фракцию в новой Думе, даже если народники не наберут 5%. Блок «Родина» (7 мандатов) этого резерва не имеет, что, очевидно, и приводит его лидеров к той нервозности, которую они демонстрируют. «Яблоко», получая минимум 4 мандата, видимо, сохранит свое присутствие в парламенте.
Из таблицы видно, что по одному мандату могут получить представители партий третьего эшелона: АПР, «Зеленые», Партия развития предпринимательства и «автомобилисты». Любопытен результат у независимых кандидатов. Пока все идет к тому, что они составят более 10% будущего депутатского корпуса.
По округам, где есть ясность, среди фаворитов нет представителей СПС, вместе с тем, правые ведут борьбу за первое место в четырех округах
(округа с двумя основными претендентами см. в Таблице №2). Присутствие СПС в Думе может обеспечить бурный спурт на финише избирательной кампании, что правые и продемонстрировали в 1999 году.
Большие проблемы с одномандатниками у ЛДПР. У этой партии не только нет ни одного кандидата, имеющего шансы на победу, но и, как явствует из
Таблицы №2, нет округов, где «жириновцы» ведут борьбу за первое место. Так что ЛДПР приходится уповать только на прохождение 5-процентного барьера.
Анализ того, в каких типах субъектов федерации «Единая Россия» имеет наибольшие шансы на победу, приводит еще к одному выводу. Наибольшее количество округов, где побеждают единороссы, сосредоточено в республиках (35,3%), наименьшее -- в областях (16%). Особо стоит отметить столицы. В Москве, где расположено 23 округа, «партия власти» берет 8 мандатов, причем все округа московские. В Санкт-Петербурге же и вовсе шансы на победу в округах у «Единой России» равны нулю. Эти данные косвенным образом подтверждают, что президенты республик в наивысшей степени научились пользоваться «административным ресурсом».
Хотя есть прецеденты и иного рода. Например, в Ивановской области отказали в регистрации основным претендентам на депутатские мандаты: в Кинешемском округе №81 -- Валентине Крутовой (КПРФ), в Ивановском округе №80 -- Татьяне Яковлевой («Единая Россия»).
Формальный повод -- нарушения в финансовом отчете. Эти округа «зачистили» под единоросса Михаила Бабича, того самого, что некоторое время возглавлял правительство Чечни, и Галину Кузьмину (КПРФ) -- ставленника губернатора-коммуниста.
Другой, совсем свежий пример. В Чертановском 204-м округе Москвы лидирующий кандидат от «Единой России» Владимир Груздев, видимо, почувствовал дыхание занимающего второе место Владимира Кара-Мурзы. Правда, заявление в избирательную комиссию подал не он, а другой кандидат -- домохозяйка Елена Яковлева. Ее вдруг смутили билборды, на которых г-н Кара-Мурза рекламируется как «единый кандидат». Отметим, что Кара-Мурза выдвинут СПС и согласован с «Яблоком».
Из общей ситуации в одномандатных округах можно сделать вывод, что для партий первого эшелона особых проблем для работы в округах нет. «Единая Россия» использует административный ресурс, а КПРФ эксплуатирует ностальгию по советскому «далеко». Для партий второго эшелона (СПС, «Яблоко» и ЛДПР) в организации параллельных избирательных кампаний и на федеральном уровне, и в округах существуют определенные трудности. Главная из которых кадровый голод, отсутствие большого набора кандидатов, имеющих серьезные шансы на победу.
Как это преодолеть? Конечно, как отмечают многие эксперты, выборы в региональные законодательные органы власти, которые теперь будут проводиться по смешанной системе, позволят этим партиям выявить людей, не только идеологически близких, но и электорально состоятельных. Но для того, чтобы демократические партии в нашей стране получили достойное региональное присутствие, этого недостаточно.
Может быть, имело бы смысл проводить парламентские выборы в два цикла, каждые два года: сначала избирается пропорциональная часть, партии участвуют только в выборах по партийным спискам. Через два года выбирается одномандатная половина депутатского корпуса. И тогда партии могли бы полностью сосредоточиться на подборе кандидатов-одномандатников, посредством чего могли бы сформировать полноценный кадровый региональный резерв и в итоге создать серьезную конкурентную партийно-политическую среду.
Таблица №1
№ п/п |
Партия |
Имеют высокие шансы на победу |
Борются за первое место в округах |
|
| |
республики |
Края |
Области |
Автономии |
Столицы |
Всего |
|
1. |
Единая Россия |
12 |
5 |
21 |
4 |
8 |
50 |
40 |
2. |
КПРФ |
1 |
4 |
14 |
1 |
- |
20 |
32 |
3. |
НПРФ |
5 |
1 |
9 |
- |
- |
15 |
15 |
4. |
Блок «Родина» |
1 |
2 |
4 |
- |
- |
7 |
4 |
5. |
Яблоко |
- |
- |
1 |
- |
3 |
4 |
3 |
6. |
Союз правых сил |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
4 |
7. |
ЛДПР |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
- |
8. |
Развития предпринимательства |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
- |
9. |
«Зеленые» |
- |
- |
1 |
- |
- |
1 |
- |
10. |
Аграрная партия |
- |
- |
1 |
- |
- |
1 |
2 |
11. |
«Независимые» |
4 |
4 |
14 |
4 |
4 |
30 |
23 |
12. |
«Великая Россия -Евразийский союз |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
2 |
13. |
РПП-ПСС |
- |
- |
- |
- |
- |
0 |
1 |
14 |
ПВР-РПЖ |
|
|
|
|
|
0 |
1 |
15 |
НК-АР |
|
|
|
|
|
128 |
1 |
Таблица №2
№ п/п
|
Партия Партия |
ЕР |
КПРФ |
НПРФ |
Родина |
Яблоко |
СПС |
ЛДПР |
Разв.пред. |
Зеле-ные |
АПР |
ВР-ЕС |
РПП-ПСС |
Незави симые |
ПВР-РПЖ |
НК- АР |
|
1. |
Ед.Россия |
+ |
17 |
7 |
1 |
3 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
|
10 |
- |
1 |
2. |
КПРФ |
17 |
+ |
3 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
1 |
1 |
8 |
- |
- |
3. |
НПРФ |
7 |
3 |
+ |
1 |
|
- |
- |
- |
- |
- |
|
- |
3 |
1 |
- |
4. |
«Родина» |
1 |
1 |
1 |
+ |
|
- |
- |
- |
- |
- |
|
- |
1 |
- |
- |
5. |
«Яблоко» |
3 |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
6. |
СПС |
1 |
- |
- |
|
|
+- |
|
- |
- |
1 |
- |
- |
1 |
1 |
- |
7. |
ЛДПР |
- |
- |
- |
|
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
8. |
Разв.Предприн. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
9. |
Зеленые |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
10. |
АПР |
- |
1 |
- |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
11. |
ВР-ЕС |
|
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
12. |
РПП-ПСС |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
13. |
«Независимые» |
10 |
8 |
3 |
1 |
|
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
14 |
ПВР-РПЖ |
- |
- |
1 |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
15 |
НК-АР |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
|
ИТОГО |
40 |
32 |
15 |
4 |
3 |
4 |
0 |
0 |
0 |
2 |
2 |
1 |
23 |
1 |
1 |
|